Лучшие песни шансона 90-х. Блатные хиты
Продолжаю серию обзоров на тему «Лучшие песни шансона 90-х»… Сегодняшние зарисовки я обозначу, как – «Блатные хиты», это условно и относительно… 1990-х дали много песенного и поэтического материала для жанра русского шансона и кому-то еще предстоит каталогизировать это наследие и разобраться в нем досконально…
«Жиган-лимон» — один из первых хитов Михаила Круга (1962-2002) с одноименного альбома, который сперва вышел в апреле 1994 (практически, ко дню рождения маэстро – ему исполнилось тогда 32 года) и был переиздан в 1995. Мало кто задумывался, что Михаил Владимирович принес в шансон много необычных слов, словосочетаний и словестных оборотов. Тот же «жиган-лимон» — новояз, сочетание слов «жиган» (молодой хулиган) и «лимон» (в данном случае – миллионер), в данном случае – счастливчик. Так Круг и придумал свой язык, свой образ, свою музыку.
С одной стороны песенка то вроде и неказистая. Да, веселая, озорная и бодрая, эдакая хорошая зажигалочка в стиле эпохи НЭПа., да и аккомпанемент – баян, скрипка, гитара и ненавязчивые ударные.
Песенка одна из самых зажигательных на альбоме, хотя сам артист считал, что из двенадцати песен самые лучшие «Катя» и «Кольщик».
Кроме самого Михаила Круга ее еще исполняли и исполняют – Ирина и Александр Круг, Сосо Павлиашвили и группа «Воровайки».
«Человек в телогрейке» — песня Ивана Леонидовича Кучина из альбома «Судьба воровская» (1997). Вещь непростая и нелегкая, хотя, казалось бы, ничего в этой теме нового нет – очередной неудачный побег заключенного из зоны и где-то ждет мать-старушка… Но…
Если разобрать песню на сюжетные линии, то их четыре:
— мать и главный герой, мать шлет письмо… отсюда есенинский мотив «Письмо матери», всегда беспроигрышный вариант…
— главный герой и волк, который собирается на него напасть – отголоски тем Александра Розенбаума и отчасти Владимира Высоцкого, или наоборот – считайте сами…
— вертухай (ефрейтор) и главный герой, которого сейчас убьют, потому, как солдатику тоже хочется домой и есть конкретная цена – уложить беглеца…
…Десять суток цена — кто назначил ее?!
Вот мелькнула спина и поднялось цевье..
— ирония судьбы… ефрейтор тоже думает о матери – круг замкнулся… Самый главный сюжет этой песни – мать и блудный сын… извечная тема. Извечная боль.
«Братва, не стреляйте друг в друга» — в 1994 году Евгений Кемеровский ворвался в теле-эфиры с этой песней… она вошла в альбом «Брат», который вышел через год.
Песня посвящена брату-близнецу Александру, который трагически погиб в автокатастрофе 1 декабря 1992, но причудливость Музы и Пегаса в том, что на свет родились вот такие строки:
…Братва, не стреляйте друг друга!
Вам нечего в жизни делить,
За круглым столом позабудьте обиды,
Ведь всем тяжело друзей хоронить…
Евгений Кемеровский тяжело переживал гибель брата… Ведь Александр был не только спортсменом, но также занимался творчеством, но спорт пересилил.
Затем у артиста появился очень нежный и добрый клип «Подарите мне вечер в Москве», но «Братва, не стреляйте друг в друга» — оказался и манифестом поколения и его точкой отсчета, это уже потом появился термин «лихие девяностые», а сейчас это уже история… далекая и близкая. Альбом «Брат» выдержал четыре издания.
«Ушаночка» — эта песня стала одной из знаковых в 1990-е годы, хит Геннадия Жарова (1949-2021) звучал из колонок всех ларьков звукозаписи от Калининграда до Находки… Что удивительно, что сам Геннадий Викторович был человеком глубоко интеллигентным, настоящим москвичом в нескольких поколениях, начинал, как автор-исполнитель КСП.
Текст, вроде как, ничем особым не примечательный, но чем-то он зацепил и тогдашнего, да и современного слушателя, что вот уже почти тридцать лет песенка не исчезает из эфиров профильных радиостанций.
А я ушаночку поглубже натяну
И в свое прошлое с тоскою загляну.
Слезу смахну,
Тайком тихонечко вздохну.
Песня «Ушаночка» вошла в одноименный альбом, который официально выдержал два издания, также был снят видеоклип на эту песню, а она навсегда стала визитной карточкой Геннадий Жарова.
«Мой номер 245» — мега-хит Гарика Кричевского в свое время взорвал околозвуковое пространство не только в России, но и в Европе…
В 1995 году артист издает сразу два альбома – «Киевлянка» (шесть изданий) и «Привокзальная» (три издания), альбомы вышли в Украине, но почти мгновенно распространились в России, Германии и Польше (например, у меня было именно польское издание – понятное дело, что пиратское). Сам Гарик Кричевский к тому времени уже перебрался в Германию, откуда и пошли-поехали его новые песни по всему миру.
Обычно у артистов бывает так, что выстреливает первый альбом, а второй уже – «блин комом», но в данном случае этого не случилось и последующие альбомы публикой воспринимались очень хорошо и переиздавались потом не раз.
Также некоторые упрекали и упрекают Гарика Кричевского за некий «комсомольский» настрой в его песнях, вроде бы история по содержанию не очень-то и веселая, но звучит как-то задорно и мажорно. А может быть, но просто такой и есть – веселый, солнечный автор-исполнитель.
«Зона» — в 1997 года динамики ларьков звукозаписи Центральной России взорвал никому не известный хриплый баритон с узнаваемым вокалом, с интересными гитарными партиями, которые не укладывались в «каноны» радиоэфиров…
Но диск с очень простым оформлением под очень говорящим названием «Этап» и именем – Сергей Наговицын…
Я на волю, как из клетки сизым голубком.
Ночью красные ракетки в тёмно-голубом.
Хороводит ветер верный лето за горой.
Не последним и не первым я вернусь домой,
Я вернусь домой.
Уникальность голоса, подачи и очень яркие и не обычные аранжировки – все это быстро сделало Сергея Наговицына узнаваемым… у него, как таковой, не было концертов и больших туров по стране. Но было в запасе много песен и мало времени, как потом оказалось – и он пел, записывал, издавал и переиздавал альбомы… Он не сидел, но хлебнул лиха в биографии, да и пермские края – хорошая школа жизни, очень суровая и заколюченная.
«Пацаны» — песня Александра Дюмина из альбома «Волк», это был второй диск, который выпустил артист в серии «Звезды русского шансона» в 1999 году.
У артиста очень своеобразная манера поэтического письма, да он никогда и не претендовал на лавры Есенина… как рассказывал сам Дюмин – его цель рассказать простым людям доходчиво о жизни, что его волнует, о чем он думает…
Пацаны, пацаны, вы пацанчики,
И не спится участковому в кичманчике,
Где понты там и менты, а менты всегда хитры
Закрутили, суки, руки вертухайчики.
Александр Дюмин – парень из народа, человек с гитарой, который дал русскому шансону новое дыхание… новое звучание, новые песни – очень простые и очень честные.
Михаил Дюков специально для сайт «Классика русского шансона» blatata.com