К Татьяне Кабановой письма с зоны приходили мешками
Месяц тому назад в Петербурге открылся театр-клуб «Русский шансон». Почти в самом центре — во флигеле бывшего царского Николаевского училища, что на Лермонтовском проспекте, недалеко от метро «Балтийская». Кстати, когда-то и сам Михаил Юрьевич учился в этих стенах, а до революции здесь размещался музей поэта. Арт-директора «Русского шансона» Татьяну Кабанову знают и в театральном, и в музыкальном мире. Сначала Таня играла на сцене Молодежного театра, а в конце 80-х в только что открывшемся «Приюте комедианта» Юрия Томошевского с неизменными аншлагами шел ее моноспектакль «Памяти Вертинского» в постановке Юрия Стоянова (сейчас в новой редакции спектакль вошел в репертуар театра «Русская антреприза»).
После романсов, последовало обращение к классической «блатной» песне — на сцене Театра эстрады появился и успешно шел (к сожалению, правда, недолго) спектакль «Мадам Бомжа». Песни «Мурка», «Шарабан», Топ со смыком", «С одесского кичмана» в исполнении Кабановой крутились на радиостанциях, актрисе мешками приходили письма с зоны со словами благодарности и многочисленными их собственными, зековскими вариантами знакомых песен. Кроме того, Таня стала лауреатом Второго международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, участвовала в «Музыкальном ринге», была одно время ведущей музыкальной телепрограммы и даже участвовала в российско-швейцарском театральном проекте. Все, что исполняет Кабанова, — и песни Вертинского, и городской романс, и «классическая блатная» — называется русским шансоном. Есть у нас одноименная популярная радиостанция — по данным последнего опросу ее слушателей, Татьяна Кабанова признана лучшей исполнительницей в этом жанре. До недавнего времени услышать ее можно было только в театре «Русская антреприза» да в одном из питерских казино (чего, кстати сказать, Таня вовсе не стеснялась, приводя в пример Вертинского). Теперь наконец давняя мечта Кабановой сбылась — есть свой театр, который успешно работает и становится все более популярным местом. На открытии театра-клуба побывали легендарные «Братья Жемчужные», Леонид Неведомский, Наталия Панина, ансамбль цыган под руководством Александра Барсукова, артисты театра «Лицедеи» и Театра имени Комиссаржевской, Андрей Ургант, Андрей Толубеев, Дмитрий Хоронько и немало других известных артистов.
— Я давно хотела открыть театр, где была бы достойно и широко представлена сторона исполнительства, которую мы называем словосочетанием «русский шансон», — говорит Татьяна Кабанова. — Этот пласт русской музыкальной культуры мне очень интересен, я знакома со многими исполнителями этого жанра. Но в нашем городе, как ни странно, не было такой площадки, которая дала бы этому замечательному жанру свое пристанище. Моя третья попытка создать такое место наконец обрела совершенно реальные очертания в здании бывшего Николаевского училища — очень приятное историческое соседство, дающее, я бы даже сказала, некую творческую планку. Я обратилась за помощью к Александру Фрумину, известному пропагандисту русского шансона, он откликнулся и обещал всячески помогать. Ведь люди слушают этих исполнителей на радиостанциях, влюбляются в них — теперь можно приходить в наш театр-клуб и услышать их вживую. Надеюсь, этот театр станет домом для многих исполнителей, здесь будут рождаться их новые музыкальные проекты. Я знаю, что многие замечательные драматические актеры делают программы именно в жанре русского шансона — Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Леонид Неведомский, замечательный «Кавалер-дуэт» Балаган — Коптев, Дима Хоронько, Боря Вишневский… Мне очень хочется, чтобы их творчество было представлено в театре-клубе «Русский шансон». И, конечно, не стоит забывать о том, что этот жанр имеет петербургские корни. Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Вадим Козин — все они начинали в Питере. Ну а в планах театра-клуба «Русский шансон» — выступления Апександра Розенбаума, Михаила Круга, Трофима, «Братьев Жемчужных», Александра Дольского, Кати Огонек.
Всеволод СТОРОННИЙ «Смена», 8.12.1999