10 лучших альбомов Ивана Кучина

В 2023 году исполняется 38 лет с того момента, как Иван Кучин написал свою первую песню, как рассказывал...

Ляпсус. Алик Берисон и другие

Когда мы встретились с Моней на шестом Брайтоне, в руках у него была книжка. Лицо его было красным,...

ILO-сердце: восклицательный знак на Международном цыганском фестивале

В программе Международного цыганского фестиваля, проводимого в Стокгольме, были представлены цыганские коллективы и солисты из Прибалтики, Румынии, Финляндии,...

Татьяна Кабанова. Почувствовать себя Муркой

МНОГИЕ ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ЭТУ АКТРИСУ В ВИДЕОКЛИПЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОМ НА ФЕСТИВАЛЕ ВИДЕОКЛИПОВ «ПОКОЛЕНИЕ-98». ЕЕ НЕПОВТОРИМЫЙ ВИБРИРУЮЩИЙ ТЕМБР, ИСПОЛНЯВШИЙ «С...

Алексей Краев: Я просто сочиняю и пою песни…

Имя питерского шансонье Алексея Леонидовича Краева известно уже многим и по его работе в ресторанах города, и по...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Ефрем Амирамов: «Все – Так …»

Не знаю почему, но мне хочется называть Ефрема Амирамова одиноким волком русского шансона. Это вырывается чисто интуитивно, когда...

Песни про собак

Собаки всегда были и остаются одними из самых преданных друзей человека. Они непосредственно соединяются с нашими эмоциями и...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Кто такой смотрящий

С давних времен за различными тюремными субъектами необходим был человек, который бы следил за порядками. Иногда таких людей...

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

Булат Окуджава: «Песенка, короткая, как жизнь сама…»

Писать о великих мэтрах всегда очень сложно. Во-первых, твое писание должно быть по крайней мере достойно твоего героя....

Возвращение Кости Беляева

Вот уже не один десяток лет его незабываемый голос радует любителей веселых и озорных одесских песен. Иногда хулиганских,...

Владимир Бочаров: «Когда уляжется пена, останутся настоящие мастера жанра…»

— Владимир, начнем с прозаического – немного о себе…. Владимир Бочаров: — Автор – исполнитель, тридцать три года...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Владимир Шиленский: «Я человек не сидевший и смотрю на это со стороны…»

ШИЛЕНСКИЙ (ЖАРОВ) ВЛАДИМИР (р. 13.02 1963 г.) – поэт, автор-исполнитель, родился и проживает в Москве. В детстве он...

Интервью Виктора Слесарева за месяц до смерти

Напомню, что Витя родился в Волгограде, жил в Риге и начал петь в Саратове в ресторанах. Эмигрировал в...

Фата-Моргана шансона по-русски. Русская песня в изгнании. Слава Вольный

«Но никогда и никто не узнает, Где похоронен этот беглец…» Лагерный фольклор Когда я готовил программу «Три аккорда»...

Геннадий Норд: Мысли мчат сквозь пургу…

Мне уже доводилось писать о Геннадии Норде, одном из исполнителей, работающем в жанре «шансона». Пусть не коробит любителей...

Валериан: «В жанре шансона я появился случайно…»

Курамжин Валериан Александрович родился 24 июля 1949 года в Свердловске. В 2005 году Валериан Курамжин, более известный поклонникам...

Владимир Шиленский: «Я человек не сидевший и смотрю на это со стороны…»

ШИЛЕНСКИЙ (ЖАРОВ) ВЛАДИМИР (р. 13.02 1963 г.) – поэт, автор-исполнитель, родился и проживает в Москве. В детстве он играл на пианино (учила подруга матери), а лет в 14 освоил гитару. Стихи начал сочинять тоже в 14, а в 28 начал придумывать песни. Окончил вечернее отделение Московского Государственного Пединститута имени Ленина (1981-89) по специальности учитель русского языка и литературы. В 2000 и 2002 году в издательстве «ОГИ» вышли две книжки песен Владимира Шиленского «Песенки для взрослых». В ноябре 2005 на лейбле «КвадроДиск» вышел первый официальный альбом Шиленского «В городе этом».
(из книги «Русский шансон: люди, факты и диски»)

— Владимир, для начала немного о себе.
— О себе. По образованию – учитель русского языка и литературы. С 14 лет пишу слова, вот первый диск у меня вышел в ноябре 2005 года. Так что получается, что больше тридцати лет я занимаюсь писательством. Вот вкратце и все.
Кем я только не работал, чего только не делал в жизни: от директора рекламного агентства до сторожа и дворника. Много путешествовал по России (тогда ещё СэСэСэРом звались). В народ ходил. А вот теперь, с 2000-ого года, занимаюсь только песенками – пишу их, пою и все, что с этим связано.

— Получается, что в жанре русского шансона, если мне не изменяет память, только два профессиональных филолога – Владимир Асмолов и вы. Как же так?
— Ну, вот так уж получилось. Человек 500-800 нас в шансоне сегодня насчитывают специалисты и – два филолога – нормальная частотность филологического образования, чаще это и не должно встречаться. Хотя, конечно, люди пишущие
песенки, обязаны быть не только одарены от природы, но и где-то как-то что ли не слишком, но образованы.

— Вы и музыку сами пишите…
— Вообще, условно это можно назвать музыкой. Это то, что вокруг звучит –
только слушай. А так — надеюсь на вкус, адекватность, талантливость аранжировщика.
Я только представляю примерно музыкальные составляющие песни: ритмические, стилистические, как она должна прозвучать, ну какую-то мелодию. И если это можно назвать написание музыки, тогда, да, пишу. Но я железно отвечаю за слова. Все-таки музыка для меня вторична. Это шум, фон, подсказка, цитата.

— Тогда о словах. Вот о песне «Пятиэтажка». Обожаю эту песню в вашем исполнении. Как такие песни пишутся? Вы как-то написали и сказали, что для вас один из музыкальных авторитетов – это Александр Галич. Как пишутся песни и тексты?
— По-разному это бывает, по-разному выходит. «Пятиэтажку» нельзя было не написать, потому что под моими окнами «завалили» пять пятиэтажек. Меня с ними много связывало – вырос я среди этих хрущоб, мальчишками-девчонками гоняли там. И такой шум стоял, когда их ломали и стоит теперь, когда строят новые дома, что ночами остается только придумывать песенки. Не до сна. Понятно так же, что пятиэтажка – это образ проходящего времени.
А что касается Александра Аркадьевича Галича, то он, прежде всего, Поэт, Гражданин, Личность, а уж музыкальный авторитет это десятое. Аккомпанемент семиструнки. Какая там музыка? Клуб самодеятельной песни, короче.

— Получается, что вы из поколения тех, кого теперь называют «шестидесятниками».
— Да нет, Михаил, шестидесятники меня лет на 20-30 постарше будут. Если уж к кому причислять меня, то к восьмидесятникам. Я школу в 80-м закончил, на это десятилетие моё становление и приходится, видимо. Хотя вот реализовываюсь я в 21 веке. Вообще я всегда в стороне стоял от всяких движений и направлений. Конечно, шестидесятники для меня очень близкие люди. Как может быть иначе, если пишу песенки по-русски? Наверное, не важно, человек там «шестидесятник», «семидесятник» или «восьмидесятник». Есть хорошее наблюдение на эту тему одного московского поэта: пятиэтажки шестидесятников и семидесятников, девятиэтажки – восьмидесятников, шестнадцатиэтажки – и так далее…. Это всё шуточки. Суть глубже. Она в преемственности, в примерки культуры мировой на нашу жизнь сиюминутную, в том, чтобы сквозь реальный предмет, явление видеть…. Как у Бальмонта «В каждой мимолётности вижу я миры, полные изменчивой, радужной игры». Кстати, как называлось его поколение? Символисты? Серебряный век русской поэзии? А это разве поколение. Но они все были молоды. Понятие поколения не сводимо к этому, если вообще уместно. Не всегда это поколение, объединенное теми или иными общими чертами, ценностями и т.п. вообще есть. Тут на какой исторический момент попадёшь. Вот мы, видимо, в широком смысле, от 15 до 45 лет – поколение Перемен. Ну, давайте подумаем об этом.

— Владимир, много идет разговоров о стиле, жанре того музыкального направления, которое теперь называется «русский шансон»…. Что вы думаете об этом? Кто-то шутит, что русский шансон начался там, где закончилась советская эстрада, кто-то говорит о блатной песне. Вот вас упрекнуть в популяризации блатной темы сложно. Откуда у вас такие песни?
— Ноги на самом деле растут из города, поэтому я свои песенки называю «городскими».
Есть такие, которые можно отнести и к блатной песне. Но поскольку я сам не сидевший, то смотрю на это и как Высоцкий (по актерски, изнутри, перевоплощаясь, становясь персонажем песенки) и как Галич (с точки зрения драматурга, глобально, я и сужу своего персонажа, я его рождаю, я и казню). Мне интересна борьба человека с обстоятельствами. Это для меня вот такой Джек Лондон. Где-то я этот жанр пародирую, возможно, в этом самоирония и горечь, и лихость, и обречённость…. Но для меня это не блатная, а общечеловеческая тема.

— Что слушаете, какую музыку из жанра?
— Из жанра почти ничего не слушаю. А так – всё подряд, но не много. В клубы заглядываю, где русскоязычные команды. Когда джаза или рокешника живого, по настроению. Сканирую по-быстрому радиочастоты, телек. Не зависаю на музыке, не меломан. К песенкам подхожу с точки зрения литературы. А вообще тишину уважаю очень.

— У вас в альбоме есть две песни, которые несколько выбиваются из общей стилистики – это «Прага» и «Амстердам». Что навеяло?
— Навеяла охота к перемене мест, наверное. Выпитое. На самом деле, с 1992 года я серьезно не выбирался из Москвы, хотя все 80-е пропутешествовал плотно. Ни в Праге,
ни в Амстердаме, кстати, не был. Как известно, великий путешественник не выходит со двора. Вон Жюль Верн всё напридумывал, обложившись энциклопедиями… Города – всего лишь открытка, картинка, задник на спектакле, декорация. Песенки-то о любви к Родине и ещё бог знает о чём.

— Есть у вас одна красивая песня в альбоме, это «Тот самый свитер». Как мне кажется, так о любви к женщине и о любви вообще никто не рассказывал….
— Разве у меня на диске только одна красивая песенка? Шутка. О любви ВООБЩЕ рассказать нельзя. Такой любви нет. Любовь конкретно обращена на кого-то или что-то.
А вот о любви к женщине это да! Почти никто так не рассказывал. Булат Шавлович Окуджава похоже писал про пиджак, который он приносит перешить, и портной верит, что в перешитом пиджаке Окуджава поверит в любовь некой дамы. Весьма тонко и душевно. У меня в «Свитере…» больше, что ли, фетишизма, страсти. «Свитер» современен.
Опять как с пятиэтажкой – совершенно реальная история: был человек, было холодно и я покормил и дал свитер, и человек уехал, а потом приехал, и мы жили потом вместе, а потом опять невместе. Я выкидывал шмотки и наткнулся на этот свитер. Как–то всё вспомнилось, всколыхнулось. Так вот и песенка придумалась.

— Такой вопрос из области теории: почему в жанре шансона преобладают мужчины? Женщин, на самом деле, очень мало: Любовь Успенская, Катя Огонек да Катя Голицына. Есть какие-то мысли по этому поводу?
— Есть, но достаточно общие. Ну, мужчины же умнее, это главное. Умнее и талантливее. Мы более свободны в проявлении чувств, мыслей и образа жизни. Патриархат ещё не сломлен. Бывалым мужикам есть, что сказать. Для шансоньеток, в смысле – для девушек, поющих шансон, все же чаще пишут мужики. Только вон Голицына – сама стала слово русское ворочать.

— А вас не шокирует та же Катя Голицына или Катя Огонек, которые поют тяжелые, реальные лагерные песни? У вас это вызывает симпатию или улыбку?
— Печальную улыбку у меня это вызывает. Хотя это никакие не реальные и не лагерные пени. Катя Голицына, когда первый альбом записывала, говорит мне: «Нужен жесткий женский шансон». Как такое может быть? Я говорю «Катя, у тебя двое детей подрастают. Мы их что, на зону звать будем?». Недавно вот у неё появилась песня, вразумляющая девушку, которая связалась с нехорошим парнем. Такая материнская жизненная позиция Кати мне больше нравится, я ее даже приветствую.

— Тогда еще немного о Кате Голицыной. Что вы для нее написали, какие песни? Работать с другими исполнителя вообще интересно? И нет ли ревности: моя песня, буду петь сам.
— С людьми мне всегда интересно общаться. Тем более, когда это люди талантливые. Специально для Кати, то есть от лица женщины, я написал «Вот так». Но она так и не спета. Жаль, там всё очень по-честному. Ещё «Духи с ароматом свободы». А остальные — для себя изготавливал, сам бы спел, да она у меня их со всеми потрохами забрала. А спела штуки четыре, типа половину. Обещала полгода назад вернуть «Ягоду морошку». Обещала, значит – вернет.
А ревность – моя песня, буду петь сам – я это даже не понимаю. А чья она? Я же их не на продажу. Это моя душа. Мой смысл жизни. Это моя шагреневая кожа. Это же не бесконечно. Я бы что-то отдал бы в хорошие руки, до чего мои не доходят, да слово у меня «чижеловатое».

— Владимир, вас смело можно отнести к городскому романсу в классическом его проявлении. А есть коллеги по цеху, кто вызывает своим творчеством уважение и симпатию? По тексту, по смыслу, по стилю.
— Ну, Михаил, специалисту виднее, но я бы себя так уж безоговорочно не относил бы к классике. Вот Митяев – интересный автор.

— Кстати, у вас в новый альбом войдет песня про Романа Абрамовича, немного о ней….
— Ну, персона-то всей стране глаза мозолит. Интересный современник. Вот я и проанализировал свои и, полагаю, в чём-то общие чувства к нему. Ну, приврал для красного словца самую малость, передёрнул фактики для юмора…. А так трагическая фигура – как оно и есть. Придумал песенку еще два года назад. На радио «Шансон» поставили вроде в какой-то программе, да третий кусок отхватили, а как без него? На сайте я «Рому…» выложил за это целиком. Ну, и понятно, на диске будет. Кстати, её сразу оценили составители сборников шансонных. Она как бы веселая.

— А у вас нет такого ощущения, что сейчас шансон стал излишне политизирован, много места уделяют лицам политического Олимпа?
— Этот жанр, как ни один другой, должен быть открыт всему, что происходит в нашей жизни. Жанр должен быть актуален, а большинство авторов (как и их слушатели) прячут голову в одну тему «про любофь» или про «зону». Вот мы говорили о Владимире Асмолове, достойный человек, то же и Александр Новиков – в последних своих альбомах слишком много прощаются с женщинами, немного утомила тема неудачной, последней любви. Тем более, что всё одинаково, банально. Ну, да мы, мужики, стареем. Хочется, чтобы было много разных тем, поворотов сюжета, смысла, правдивых деталей — ведь жизнь многоОбразна.
С другой стороны, всего-то сюжетов во всей мировой литературе плюс-минус десяток. Где уж тут наскрести по сусекам?

— Владимир, а можно о планах и о планках в жизни? Вот один альбом есть, будет следующий, какие мысли и желания по этому поводу? Вы поставили высокую планку первым альбомом, он для эстетов в большей степени.
— Думаете для эстетов? Не согласен. Каждый понимающий русский язык человек для себя две-три-пять песенок на альбоме найдет. Я же их пою не только в студии, но и вживую.
Я вижу реакцию залов, зальчиков, кают-кампаний и так далее. Новый альбом тоже будет разный и не скучный. Если о планках — у меня есть около трехсот песенок, и вот сто из них я хочу записать. И достаточно. Но сто – хочу. Должен, как учитель русского языка и литературы и как поющий поэт.

— Два слова нашим слушателям.
— Да счастливы будьте тем, что у вас есть и живите в мире с собой и соседями по веку. Живите своей жизнью.

— Спасибо вам за разговор.
— Удачи и до встречи!

Беседовал Михаил Дюков
Калининград, июнь 2006 г.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest