Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания

За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие...

Жека: «Шансон – это гремучая смесь жанров»

— Женя, расскажи, как ты себе представляешь сегодня жанр русский шансон? Твой взгляд изнутри. — Русский шансон в...

Вячеслав Стрелковский: «Хотелось, чтобы люди реже испытывали чувство страха…»

— Вячеслав, Вы, прежде всего поэт, текстовик… Вопрос несколько провокационный, что все же в песне первично – музыка...

Александр Заборский – человек, которого ждали или Мне не дадут звезду Героя…

Вот и случился незаметный, но очень и важный юбилей в жанре русского шансона – Александру Петровичу Заборскому (Забору...

Дмитрий Михальцев: «Блатная песня – это сам народ, его горести и жизнь….»

МИХАЛЬЦЕВ ДМИТРИЙ (р. 1961 г.) – автор и исполнитель, родился и проживает в Нижнем Тагиле. Первые стихи начал...

Анатолий Таволжанский: Шансон – это русское кантри…

ТАВОЛЖАНСКИЙ АНАТОЛИЙ – автор и исполнитель, родился и проживает в Луганской области. Во время учёбы в Луганском мединституте...

Юрий Белоусов: “Я хочу, чтобы мои песни услышали люди…”

(интервью для радио «Шансон — Калининград») Юрий Белоусов– автор исполнитель, проживает в Калининграде, записал уже три диска, останавливаться...

Папа Радж: Я был начальником и был бандитом я

Несколько лет назад на прилавках аудиомагазинов появился компакт-диск «Ништяк» никому неизвестного исполнителя с экзотическим именем Папа Радж. Альбом...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

25 лет альбому Сергея Наговицына «Этап»

25 лет прошло… вообще странно… А до Калининграда альбом Сергея Наговицына «доехал» только в 1998, как раз где-то...

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Алексей Ром: «Петь в ресторане – это как вторая консерватория…»

Алексей Ром – автор и исполнитель из города Минска (Республика Беларусь). В 1999 году на базе столичного центра...

43 года без Аркадия Северного…

…Вот и все. Отшумел, отбузил навсегда, Отлюбил, сколько смог и отплакал, страдая. Небосклон зачеркнула шальная звезда, В путь...

10 лучших альбомов Ивана Кучина

В 2023 году исполняется 38 лет с того момента, как Иван Кучин написал свою первую песню, как рассказывал...

Юрий Шевчук: «Мой брат Комар…»

Интервью Владимира Шаронова с Юрием Шевчуком и Александром Кокиным в 2001 году. г.Воронеж Комар (Александр Спиридонов) Владимир Шаронов...

Увидим ли мы фильмы о кумирах Жанра шансон?

Есть у меня большой приятель, Витя Невежин. Режиссёр-документалист, один из немногих который снимал и продолжает снимать всё, что...

ILO-сердце: восклицательный знак на Международном цыганском фестивале

В программе Международного цыганского фестиваля, проводимого в Стокгольме, были представлены цыганские коллективы и солисты из Прибалтики, Румынии, Финляндии,...

Эльвира Фрумина: «Двери Студии «Ночное такси» открыты для всех…»

— Эльвира, здравствуйте! Я знаю, что у Студии «Ночное такси» есть такая традиция —  подводить итоги года… чем...

Виталий Кочетков: «Творчество повышает и укрепляет либидо к жизни…»

— Виталий, пролетел почти год с выхода твоего альбома и вот ты уже выпускаешь новый… О чем он?...

Дмитрий Михальцев: У войны атрибут – колючая проволока

Дмитрий Михальцев – автор и исполнитель в жанре шансона, проживает в Нижнем Тагиле. Записал и выпустил альбомы «Запретная зона» и «Прости за все…». В начале 2005 года записал диск «Как поживаешь, шурави?», посвященный участникам локальных войн.

— Такой отвлеченный вопрос, как поживает сегодня автор и исполнитель Дмитрий Михальцев, какие песни поются, что волнует и интересует?
— Поживаю я сегодня сравнительно нормально…. Когда есть на что жить – пишу, пою, когда нет… а это состояние превалирует, как и у всех российских людей – иду в поиск и ищу на что продолжать жить? В какой-то степени это, может быть и неплохо, поэт должен быть голодным и не заедаться, но он не должен быть нищим и думать в большей степени о хлебе насущном, чем о творчестве. Песни поются в основном грустные из за этого меня и в сценарий перестали ставить (я имею в виду там где работаю) в общем меня и без этого работа устраивает ( я работаю заведующий художественно-постановочной частью оркестра «НТМК-БИГ-БЕНД» ОАО «НТМК»)– меньше проблем. Волнует, как и всех пишущих и поющих людей – а не уйдет ли этот проект опять «в стол»? Интересует все новое в жанре – это неотъемлемый кусок моей жизни, быть в жанре и не знать, что в нем сегодня делается и что нового происходит, это неразумно, можно повториться. А когда у коллег по цеху и просто в жанре появляется что-то новое и хорошо, то радует – песня жива и развивается.

— Дмитрий, как родился альбом «Как поживаешь, шурави?» и что подвигло его записать? Тема ведь непростая, тут и в пафос можно впасть, да и написано уже довольно много….
— Альбом «Как поживаешь, шурави?» я начал писать в большей степени по личным соображениям: мой сын прошел войну в Чечне, мой внук Данил еще не знает что «ЭТО» такое и я хотел бы чтобы он узнал про «ЭТО» только из истории России. Я захотел понять, как «там» и что «там»? Болит душа за пацанов. Чем выразить эту боль? Скупыми газетными строчками?.. локальными разговорами в курилке?.. лучшего варианта чем песня, я не нашел. В нашей стране (да и не только в нашей) очень много молодых людей попали в политическую «мясорубку». За что?.. Почему у русской, чеченской, украинской или осетинской матери отбирают сына, почему государство, не прилагавшее никаких усилий в его воспитании, бросает его в войну? Почему родного человека, поднятого на ноги, на медные деньги уборщицы, врача, крановщицы, в восемнадцать – двадцать лет должны официально убить? Что это за воинский долг такой в сравнительно мирное время?

— Где он записывался, и кто принимал участие в его создании?
— Альбом сборный и записывался в разных по акустике помещениях и на разных по конфигурации инструментах – это слышно на записи. Три песни, вошедшие в bonus, писали в один день в «Дансинг» зале центра культуры и искусств ОАО «НТМК» Нижнего Тагила. В альбом вошли стихи Раяна Фарукшина, Геннадия Норда и, разумеется, мои. Я попробовал несколько песен записать в сопровождении оркестра, но отказался – не идут они под оркестр, фальшиво получается, неправда. Песни прописаны под три гитары живьем, плюс саксофон, губная гармошка и перкуссия, (правда, в некоторые я добавил звуки войны), песни спеты на раз и от души. Есть некоторые огрехи при записи, но они в тему. Например: в «Пацанах» прописался саксофон с «битой» тростью; в некоторых песнях выпадает соло гитара, но слух не режет; кое-где, присутствует и смещение вокала от центра. В четырех песнях применялась компьютерная обработка. Две вообще записаны на «коленях», то есть почти без репетиций. Но, с моей точки зрения, так и надо было это делать – так будет правильнее, этот альбом не для плясок, а для больший и тяжелых раздумий, для головы. Участие в записи принимали: музыканты оркестра популярной и джазовой музыки «НТМК-БИГ-БЕНД» города Нижний Тагил: Дмитрий Куликов – гитара, Александр Морозевич – гитара; Юрий Ремизов – саксофон; Дмитрий Михальцев – гитара, губная гармошка, вокал. Записывал альбом звукорежиссер Дмитрий Куликов.

— Дмитрий, как вы думаете, почему так много в шансоне песен военной тематики, например, у Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума и других?
— Я так думаю, что родоначальницей тюремной песни была все — таки — песня военная. Когда строятся лагеря и тюрьмы? – Перед войной, во время войны, после войны. Когда начинаются войны? – при формировании государства, при нестабильности государственного строя и при недовольстве народа государством. Во всех аспектах жизнедеятельности народа на первом месте стоит – выживание. Где выживание там война, где война там тюрьма, где тюрьма там присутствует инакомыслие. Одни, власть держащие, в личный меркантильных интересах идут на военные конфликты, прикрываясь благосостоянием государства, другие – пытаются эти меркантильные интересы вскрыть. Война, как и тюрьма, приносит очень много горя и несправедливости, но в глобальных масштабах. За единицу берутся тысячи. Выбрать из тысячи судеб одну – трудно. И для того чтобы написать песню надо, или участвовать в военных конфликтах или пережить отрезок чужой судьбы. Надо обладать огромным образным мышлением, чтобы увидеть и почувствовать крошево гранита от удара о камень пули. Надо видеть сломанные ногти умирающего человека и знать, что человека ждут дома любимые и родные и не просто любимые и родные, а единственные для этого человека и не смерть его пугает перед боем, а страх потерять их. Надо видеть злость человека потерявшего все, надо читать его мысли – «Зачем жить, для кого жить…. Когда все отняли и не они отняли, кого заставили убивать, а те отняли, кто, заставил». Понять человека живого снаружи, но мертвого внутри и чувствовать цель этого человека – безысходность и месть. Надо найти такие слова, такую рифму и вложить в песню такую боль и искренность, чтобы человек, к которому обращен этот крик – услышал его…. Стук алюминиевой ложки о котелок, заглушенный сырым окопом. Шипящий от моросящего дождя на пару со слезой окурок. Заскорузлые потрескавшиеся пальцы, лениво вбивающие патроны в магазин. Жесткий взгляд человека, у которого отняли страх …. Потому я думаю у Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума и у других так много песен военной тематики. — Не резкий ли переход после двух альбомов довольно жесткой лагерной лирики и тематики, вдруг такая пронзительная лирика, с горьким надрывом, с такой сложной и тяжелой темой? — Военная тема очень тяжелая, согласен, но и жесткая лагерная лирика ни чуть ей не уступает. Начало у войны и у тюрьмы разное, но конец один – выжить. Да собственно эти две судьбы чем-то схожи. Война – враг, страх, напряжение, надежда. Тюрьма – враг, страх, напряжение, надежда. Только в первой (по старым меркам) — долг, «почет», «уважение», а во второй (по старым же меркам) – презрение. Но в данный момент есть одно большое НО…. Сейчас в России что война, что тюрьма слились в один клубок (даже атрибут у них один колючая проволока блокпостов и запретных зон) и выход из него один – страх, нищета, надежда.

Я думаю песни – лагерной лирики и военной тематики можно объединить в одно: текст – разный, а исполнение и музыка одинакова – вымучена народом. И в русскую пословицу «от сумы и от тюрьмы….» Можно смело добавить и «от войны» — время сейчас такое…. — Да, не зарекаются, а вы не боитесь в какой-то мере, что слушатель, узнавший вас, как блатного барда (назовем это так) может не понять ваш новый диск? — У каждого второго, если не первого жителя России кто-либо из родных участвовал в военных действиях, или в данный момент отбывает «воинский долг» и каждого третьего и четвертого, зацепила машина правосудия и если даже не его самого, то кого-либо из родных. Так что я еще раз хочу повторить что тюремная и военная лирика одно и тоже. — Несколько отвлечемся от альбома «Как поживешь, шурави?» и такой вопрос: вы недавно высказали неоднозначную и интересную точку зрения на вопросы развития жанра шансона в последнее время. Не мог ли бы вы ее озвучить и прокомментировать?! — Блатная песня, это вообще манерный речитатив в сопровождении незатейливого аккомпанемента (в ладоши бить, на гитаре подыгрывать да мало ли еще на чем… просто степ бить). На то и песня эта народная, потому что исполняет ее народ – далекий от нотной грамоты и «правильного» стихосложения. Как говорится, – что наболело, о том и поют, а как поют?.. Это уже как умеют. Ведь что получается. Сейчас в моде «популярные песни» каждый день новые, каждый час штампуют тысячи компакт дисков, каждую неделю продавцы снижают цены. И опять по кругу: новое – в тираж, новое – в тираж и так далее. Но скоро и это пройдет. Скоро будет новое. И это новое по кругу…. А блатная песня она была, есть и будет. Настоящих блатных песен на компашках не выпускают, их нет и на аудио. Они в народе. Они в том не «поставленном» но искреннем голосе и аккомпанируют им заскорузлые, натруженные руки, когда палец зажимает 2-3 струны сразу — от этого и фальшь. И исполнителям не 12-18 лет, а уж за 40-50, потому что жизненный опыт играет о-о-очень большую роль. Надо жить в этой песне, для того чтобы говорить ее языком. Сейчас пробуют «облагородить» этот жанр, но и это пройдет – отшелушится зерно от плевел. Можно сделать любую обработку, можно вложить миллионы на рекламу, можно выпустить тысячи, миллионы пластинок, да мало ли что еще можно, но… если рассудить здраво, нужно ли… есть ли в этом необходимость складировать в магазинах «стратегическое сырье» в виде пластика и алюминия. Ведь в блатной песне главное не в том, как красиво она исполнена нотка к нотке (ты занимаешься своими делами, а она, эта песня идет где то там фоном и не за что в этом фоне зацепится, отложить работу и подумать – а ведь прав мужик, так оно и есть). А главное в этой песне, чтобы тебя поняли, пусть даже один человек скажет тебе спасибо – вот оно счастье… И… не, сколько ты хапнул со своего творчества, а, сколько ты отдал. Если Вы пишите красивую музыку, если Вы вплетаете детские голоса, то, пожалуйста, не называйте «ЭТО» блатной песней. Я не против, есть много популярных «красивых» песен, но, как правило, люди на кого направлены песни блатные, «красивых» песен не слушают. Не досуг им – они или «отбывают» или работают между «отбытиями». Иногда на кухне, в кругу друзей, под водочку, под гитару или просто… поют: «Мурка», «Летит паровоз», «Этап на Север» и другие. Не у каждого из работяг, есть проигрыватель компакт дисков, иногда нет даже магнитофона. Зачем ему «эти» пластинки. Да и как-то тупо это будет выглядеть – сидят прожженные уставшие от жизни мужики и слушают: «Бум-бум, трали-вали, мы на зоне отдыхали» — смешно.

Я согласен с тем, что блатная песня в данный момент перерождается из речитатива в мелодику, я и сам пытаюсь, П-Ы-Т-А-Ю-С-Ь придерживаться канонов жанра, но… Прошу Вас, не возводите народное творчество в популярный компьютерный чёс. Пусть уж лучше просто под гитару или рояль, оно как-то ближе. Веселится на народном горе, это, не по-нашему. Стыдно. Не у каждого есть возможность правильно исполнить и записать песню, и не каждую песню можно мерить деньгами – покупается или не покупается. Я понимаю так нашу песню: где рождается песня, о том она и грустит; на чем рождают музыку, на том ее и играют. В данный момент я затронул жанр, как выражаются «некоторые» люди – низкий. Для «одних» он низкий, а для других это – «про жизнь». Хочу еще раз утвердить, что всю полноту «блатной песни» можно выразить только в зрелом возрасте. Когда поет ребенок о своей нелегкой судьбе его жалко и все…. сочувствуешь ему – что за родители такие, ребенка довели…. Написать текст песни можно в 15 лет, а вот донести ее до слушателя (я имею в виду блатную песню), тут я склоняюсь к мнению – можно только в зрелом возрасте и то, по себе знаю, несколько раз, переделав текст. С годами приходит понимание того, что было написано раньше. Когда песню исполняет взрослый человек (имею в виду правильную) — переживаешь, вспоминаешь подобные моменты своей жизни или грустишь о своем, а если еще точнее выразится – очищаешься душой. Самое главное, на мой взгляд, это исполнение – голос, каким передается песня (музыкальное сопровождение не в счет). СЛУШАТЬ НАДО ТЕКСТ. Если под эту песню начинают танцевать – ВСЕ, умерла блатная песня, родился – мне понравилось емкое выражение – «попсон». — Вы считаете, что шансон, я имею в виду в его классическом понимании, уходит в прошлое или жанр испытывает кризис? А может это просто вот такой очередной виток развития и его тоже нужно пройти? — Да, раньше не было компьютеров, я имею в виду эру легендарных мэтров (звезд звучит оскорбительно, поэтому я говорю мэтров) жанра. Ведь как получается – звук, возьмем хотя бы гитарный аккорд, включает в себя и побочные эффекты (соскок струны с ногтя на подушечку, слайд пальцев по грифу на переходящий аккорд) я правильно выразился? И это постороннее звучание, тоже должно присутствовать в аккорде, без них он (аккорд) – мертвый, так же как и голос вокалиста с вырезанными вздохами….

Человек не может спеть всю песню на одном дыхании. При работе на компьютере, как правило, появляется соблазн, почистить и засемплировать отдельные звуки, набрать качественные «лупы» и напеть 80 треков вокала, затем все это переслушать, перерезать, подтянуть и выдать. Я думаю, что как раз для «попсы» это и приемлемо, а может, даже и нужно. Потому, что вокал в таких песнях (может быть назвать это и не песнями даже, а танцевальными сюжетами) несет роль музыкального инструмента, умеющего разговаривать и красиво двигаться (на экране) – вот… мое понимание «популярной песни». Насчет бездарности в жанре я сказать ничего не могу, да и права такого не имею – «каждому, по уму». А вот что нынешний «шансон» — «Фабрика звезд», это очень правильно подмечено. Где сейчас продолжатели Верни, Высоцкого, Шандрикова, Северного? Где ценители и исполнители истинного блатного жанра? Где «правильные» тексты и достойное исполнение? Где тот «вызов», напор, где та мужская «грубая» лирика, от которой дрожь по всему телу? (Роль современной женщины исполнительницы в блатной песне я не решаюсь обсуждать). Где та искренность в исполнении? Где то чувство, когда слушаешь и веришь – не врет…. Где та задушевность беседы, что присуща шансону? В киосках, на радио, где это все сейчас? Есть много блестящих исполнителей, умных музыкантов и аранжировщиков (на компьютере тоже надо уметь свести и обработать правильно), но…. Все это около жанра. Я не видел в продаже «настоящих» блатных песен — песен, какого-нибудь современного Васи Пупкина, которого послушаешь, и всю душу вывернет. А почему нет, а потому что Вася — нищий и играет Вася три аккорда и образование у него 8 классов – три раза на второй год, да и мордой то своей Вася не вышел…. – ну…… «полный неформат». Не может Вася ни морально, ни материально пробиться к большей аудитории, хотя бы для самоутверждения, не преследуя меркантильный интерес. Да и кто он такой, этот Вася Пупкин… тут своих навалом, если что не так то «цифрой» подправим, не один хрен, «кем» бабки грести. У меня есть друг, Саша Шиндин (это я к слову для сравнения) живет в такой глубинке на Урале, что и радио ловит – по погоде, это когда мороз волну не сшибает, но если возьмет гармошку и споет, то настроение на целый месяц. Ему не на кого равняться, он сам по себе. И от этого незатейливого аккомпанемента, слегка картавого голоса, как-то тепло, хочется слушать и слушать. Вот про ТАКИХ людей в «жанре» я и говорю. Недавно я радио «Шансон» послушал несколько часов — бум-бум-бум-бум – перерыв на рекламу — бум-бум-бум-бум — перерыв на рекламу — бум-бум-бум-бум и так далее…. (все в одной тональности и в одном ритме) в натуре – дискотека.

— Я знаю, что есть планы выпустить альбом «Как поживаешь, шурави?» официально, нашлись люди, которые готовы вам помочь, уже сделана обложка…. Значит скоро мы увидим и услышим альбом в цивильном варианте?
— Я тоже этого с нетерпением жду, все-таки, это будет первый официально выпущенный альбом. И…… пока без комментариев… не будем делить шкуру…… по дереву и по голове постучал…

— Что планируется на будущее, уже есть какие-то задумки или пока тайм-аут будет некоторое время?
— Тайм – аут я брать не собираюсь, года не те…. На будущее я планирую затронуть тему воровских профессий — собираю материал для записи полностью авторского проекта – пишу партитуры для «кабацкого» оркестра. В данное время я приступил (пока в черновом варианте) к записи еще одного альбома забытых, а может быть даже давно утерянных песен из (локального) старого блата. Случайно попалось несколько обрывков текстов (по одному, два четверостишья – я беру на себя смелость дописать стихи), написанные людьми неизвестными, попавшими под сталинские репрессии, так что авторов этих будущих некоторых песен я, наверное, указать не смогу. В этот альбом я хочу вставить живой звуковой антураж, соответствующий времени исполнения песни, как бы точнее сформулировать…. — принудительно состарить песню короче… пытаюсь исполнить песни так, как бы они звучали — «тогда». И позднее планирую записать еще один сборник песен о локальных войнах.

— Спасибо за беседу. Всего хорошего, новых песен и дисков.
— И вам желаю удачи в творчестве.

Беседовал Михаил Дюков Калининград – Нижний Тагил, март-апрель 2005 г.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest