Евгений Любимцев: «Как будет развиваться шансон – сказать сложно…»
— Евгений Борисович, вот уже пятнадцать лет активно занимаетесь творчеством… что сделано на сегодняшний день?
– На сегодняшний день издано в знаменитой Студии «Ночное такси» 8 альбомов DVD, много альбомов в формате CD и MP3, более семидесяти (точно я их не считал). А также в замечательной студии «Рей-Рекордз» пять CD альбомов. Изданы 18 книг и подготовлены к изданию еще три книги с текстами моих песен. Это более 3000 текстов. Стилистика самая разная от стилизации классической блатной песни, до современной, тоже блатной, есть и танцевальной песни. Лирика тоже присутствует. Работать с собственным материалом и делать что-то новое всегда интересно. Так что, творческий процесс идет.
— Последние годы Вы пишите довольно много песен, где черпаете вдохновение?
— Наверное, все зависит больше от настроения. Есть настроение и песни пишутся. Где черпаю? Да, в жизни, она – самый большой движок к творчеству… главное – не унывать!
— Свои песни Вы поете только сам или кто-то еще поет Ваши песни?
— Таких немного. Несколько песен поет замечательная певица из Санкт-Петербурга Юлия Кремер. Фрагментарно поют некоторые авторы-исполнители.
— Что для Вас сегодняшний шансон? Как Вы его видите?
— Для того, чтобы сегодняшний шансон развивался, как ни странно, надо не забывать то, что уже было сделано. Все-таки «Бублички» и «Мурку» сейчас можно, достаточно, редко услышать, а народ такого рода песни все-таки любит. Не открою нового, что наш развеселый шансон негласно, некоторым образом, не в почете. Например, есть такие кафе и рестораны, где вы не услышите «Владимирский централ» или «Белый лебедь на пруду». А народ душевной песни просит. Как раньше говорили: «Есть перегибы на местах». Все-таки хочется и таких песен побольше слышать.
— Вы записываете не только альбомы с аранжировками, но иногда балуетесь акустикой… Это же довольно трудоемко…
— В последнее время с акустикой (песни под гитару) это происходит очень редко. Но это компенсируется песнями с аранжировками. В планах исправить этот пробел и записать несколько новых альбомов под гитару в этом году. Хотя, раз в месяц мы собираемся с моим братом Валерием и записываем акустику. Две гитары, губные гармошки, ударные инструменты. Получается полноценный акустический дуэт братьев Любимцевых. Причем, играем мы такие концерты со школьных лет, а записываемся с 2006 года.
— Кто из современных авторов или исполнителей Вам симпатичен?
— Для меня классики: Владислав Медяник, Владимир Ждамиров.
Владислав Медяник, совершенно замечательно, в новом звучании с интересными аранжировками спел несколько песен, которые пел Аркадий Северный. Владимир Ждамиров создал целое направление в русском шансоне. Танцевальный блатной шансон. Песни ритмичные, веселые, мелодичные. Сегодня на сцене невероятное количество подражателей его стиля музыки среди музыкантов и поклонников среди публики. Творчество и успех Ждамирова не дает покоя множеству музыкантов. Все хотят, чтобы песни были ритмичные, запоминающиеся.
Интересные песни бывают у Сергея Стороженко из Москвы, Сергея Какенова из Ишима и у других… Иногда что-то интересное появляется, но совсем не надолго. Хорошая, крепкая команда с живым звуком была группа «Ля-Минор» из Санкт-Петербурга с лидером группы Вячеславом Шалыгиным. К сожалению, не все в нашей власти… Слава ушел из жизни, группа планирует прекратить свое существование, это печально.
— Я знаю, что у Вас есть своя, скажем так, теория о современном шансоне, о его пути…
— Здесь сложно что-то предсказывать. Современный шансон, вроде как, сложился. Единственное (повторяюсь), хотелось бы, чтобы авторы-исполнители не забывали о том, с чего, собственно, русский шансон начинался. Это и блатная (юмористическая в большей степени) и одесская (еврейская) песни. Может быть, больше появится песен, танцевальную основу которым заложила группа «Бутырка с Владимиром Ждамировым. И будет обязательно красивая лирика.
— Ваши музыкальные университеты в жанре вчера и сегодня… Что слушаете в свободное время?
— Очень редко. В большей степени классику (Северный, Александр Спиридонов(Комар) и коллег по музыкальному цеху. И то, не специально, а в машине, в дороге.
— Кстати, а вот Вы помните свою первую пластику или бобину, которую услышали в юности или детстве и которая повлияла на Ваши музыкальные предпочтения?
— Да, конечно. Это была судьба. В 12 лет услышал записи Аркадия Северного на бобинном магнитофоне, когда был в гостях у родной тети (она жила тогда в городе Ступино Московской области). Это был, примерно 1970 год. Впечатления были невероятные. Потом с записями Северного вновь встретился в 1975 году в Ленинграде (мне тогда было семнадцать лет), это были концерты с одесским конферансом. И. как результат, когда был студентом Ленинградской лесотехнической академии пел очень часто песни из этих альбомов. Кстати, когда поступал в нашу академию, одновременно, с подготовкой к экзаменам снимал с бобины песни Северного. И потом, только через несколько лет узнал, что нашу академию закончил, великий и гениальный Аркадий Северный.
Обязательно надо упомянуть о великом исполнителе блатной песни Александре Спиридонове (Комаре). Случайно купил в Калининграде, в музыкальном киоске на вокзале кассету с его песнями. Это помогло, как бы, заглянуть в душу блатной песни, как ее правильно воспринимать и петь. Позже, это были Константин Беляев и Алеша Авдеев (Польша). По поводу блатной песни Алеша Авдеев выдал гениальную фразу: «Блатную песню любят петь многие, но не все умеют это делать».
— Ваши пожелания слушателям Ваших песен и Вашим зрителями…
— Однозначно – слушать музыку хорошего качества с крепкими текстами и красивыми мелодиями. Что касается моих песен, хотелось бы, чтобы они положительно влияли на настроение слушателей и зрителей. И конечно, подпевайте!!! А я уж буду стараться.
Беседовал Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона»
09 февраля 2023 года, Калининград