Рада Рай: «Я ему просто поверила»

Рада Рай – необычное явление российской эстрады. Шансонщики говорят, что она слишком попсовая, попса утверждает, что у неё...

10 лучших альбомов Михаила Круга

Михаил Круг фигура для жанра шансона по-русски знаковая, сегодня – уже по-настоящему культовая и, в чем-то, основополагающая… За...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Александр Калецкий: «…я уверен, что рано или поздно я выступлю на Родине»

…В американской газете «Новое русское слово» от 13 февраля 1977 года в заметке, подписанной Т. М. можно было...

Юрий Куплетный. Мне всё ж роднее тот мотив за Kiss Of Fire

Безусловно, что в сегодняшнем блатном жанре существует острый дефицит исполнителей одесских песен. Интересный, колоритный пласт жанра постепенно оскудевает....

Михаил Бурляш: «Шансон – это романс о жизни…»

— Михаил, недавно Вы выпустили альбом «Шансон XX век». Расскажите немного о нём. — Каждый человек путешествует по...

Александр Сидоров: «В детстве Фима Жиганец был книжным мальчиком…»

— Откуда у парня еврейская грусть? Откуда такой интерес к столь необычному жанру, к столь необычной теме? Потому...

Новые имена, золотые грифы и память А.Днепрова

16 апреля в Государственном Кремлевском Дворце прошла церемония вручения музыкальной премии «Шансон года-2021». Золотые грифы вручали уже в...

Михаил Дюков: «Не пугайте людей словом «шансон»

Наш собеседник Михаил Дюков – журналист, теле и радиоведущий, одним из первых открыл большой публике поэта, прозаика Николая...

Дмитрий Михальцев: «Блатная песня – это сам народ, его горести и жизнь….»

МИХАЛЬЦЕВ ДМИТРИЙ (р. 1961 г.) – автор и исполнитель, родился и проживает в Нижнем Тагиле. Первые стихи начал...

Рынок винила в России в 2020 году – шансон по-русски… и не только

Интересное наблюдение, в США в 2020 году объем продажи виниловых пластинок увеличился примерно на 70% по сравнению с...

Дмитрий Хмелев: «В творчестве и в жизни до всего дохожу сам…»

— Сегодня у меня в гостях автор-исполнитель Дмитрий Хмелев. Два слова о себе буквально. — Родился-женился? Родился я...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Александр Дюмин: Как тот монах, на зонах я вижу заблудших…

Выходя на большую эстраду, каждый артист оказывается в ситуации, которую французы характеризуют как «ноблисс оближ» — «положение обязывает»....

Костя Беляев: Мы с вами где-то встречались

Костя Беляев. Сам по себе достаточно незаурядная личность. Исполнитель, ставший для многих современных «шансонных» звёзд если не эталоном,...

Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания

За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие...

Евгений Любимцев: «Как будет развиваться шансон – сказать сложно…»

— Евгений Борисович, вот уже пятнадцать лет активно занимаетесь творчеством… что сделано на сегодняшний день? –  На сегодняшний...

Борис Рубашкин: Я бы повесил парт-секретаря хутора, где жил мой отец

7 декабря в Центре делового сотрудничества состоялся концерт всемирно известного исполнителя русских песен, русского австрийского певца Бориса Рубашкина....

Слово о Северном и времени

            Фестиваль Фрумина – большое дело, да, он коммерческий, а что, должен быть убыточен и в угоду «коллекционерам...

Майя Розова о шансоне и не только

  — Сделаем лирическое отступление – Ваши сыновья слушают песни в Вашем исполнении? Ни у кого из них...

Подпольный винил Руслана Богословского

Честно говоря, и не знаешь, – как писать о Руслане Богословском после того, что уже написал о нём Борис Иванович Тайгин! В самом деле, ну что добавишь к словам "… Следовало бы вспомнить и низко поклониться человеку, положившему первый камень в фундамент сегодняшней абсолютной музыкальной свободы, причем сделавшему это в самые черные и страшные годы разгула реакции, когда смертельно раненный красный дракон, предчувствуя свой близкий конец, озверел до крайней дикости, не считаясь ни с кем и ни с чем.… И смог победить это исчадие ада бесконечно мужественный и целеустремленный человек Руслан Богословский!

Своими мягкими пластинками Руслан смог расшевелить обывательское болото, в котором солнечным лучом засверкали музыкальные шедевры незаидеологизированной музыки!… Прошлая его заслуга в борьбе за музыкальную свободу столь огромна, что было бы правомерно ему, как пионеру этой борьбы, поставить памятник при жизни!"… Памятник Руслану Богословскому при жизни, конечно, никто не поставил, и вряд ли вообще поставят в обозримом будущем. У нынешнего времени совсем другие «герои»… Впрочем, чего уж там памятник, – дай Бог, чтобы сохранилась хотя бы память о таких людях. К сожалению, мне так и не пришлось лично повстречаться с Русланом Григорьевичем. В дом, где он жил, – на берегу озера Хепо-ярви, что в посёлке Токсово под Петербургом, – довелось попасть только через год после его кончины… Сейчас там живет сын Богословского – Сергей. Он любезно согласился показать фотографии отца, а также тот самый, уникальный аппарат, с помощью которого делались настоящие, виниловые копии фирменных пластинок.

Те копии, которые потом экспертиза не могла отличать по звучанию от оригиналов! На вид, честно говоря, совсем невзрачная железяка… а ведь место ей, по большому счёту, в музее. А она лежит себе в сарае… Хотел сказать – в том самом, где когда-то было развёрнуто производство пластинок… но нет, в этом доме Руслан Богословский не занимался производством. Кстати, дом в Токсове был построен еще до войны его отцом, лауреатом Сталинской премии, которому выделили участок в этом, уже тогда престижном дачном посёлке. Конечно, Руслану было совсем ни к чему наводить ментов на этот дом! Для производства пластинок он снимал квартиры в Питере, причем очень часто менял их. Таковы уж тогда были условия для бизнеса в СССР… К сожалению, осталось не так уж много вещественных свидетельств легендарной деятельности Руслана Богословского. Аппарат и несколько матриц. Пластинок, к сожалению, – ни одной. Магнитофонных лент – совсем немного. Почти вся коллекция Богословского погибла при пожаре еще в начале 90-х годов… И те магнитофонные ленты в основном были записаны уже после пожара. Руслану Григорьевичу помогал восстанавливать фонотеку его друг, известный питерский коллекционер Анатолий Копров. Большой оригинал – он до самого последнего времени оставался непреклонным адептом записи только на магнитофонные бобины, умудрялся в наше время доставать чистые ленты… и писал на них даже музыку с компактов!

К сожалению, теперь уже нет и его – Анатолий Прокофьевич Копров скончался в сентябре 2004 года. Однако, если вещей, которые могли бы в будущем занять достойное место в гипотетическом музее подпольной звукозаписи (мечты, мечты…), осталось совсем немного, то информация о той славной истории, слава Богу, всё же сохранена, и продолжает пополняться. Борис Тайгин припомнил некоторые подробности об истории деятельности Руслана Богословского., не вошедшие в его статью; кое-что рассказал и Сергей Богословский. Чем мы и спешим поделиться со всеми. Как, вероятно, помнят все, читавшие статью Тайгина, в начале 50-х годов главным конкурентом Богословского был Станислав Филон, работавший под крышей официальной артели «Инкоопрабис». Так вот, хоть рассказ у нас о Богословском, но надо добавить пару слов и Филоне! Вполне вероятно, что именно он был пионером в славном деле подпольной записи блатных песен!

Борис Иванович Тайгин рассказывает, что тогда, в начале 50-х, на студии Филона было произведено несколько таких записей под небольшой оркестрик. На одной записи пела актриса Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина Ольга Яковлевна Лебзак (1914-1983); она исполнила «На Богосьяновской», «Я – Шура, ребенок нежный», и еще несколько песен. А на другой записи с подобным репертуаром солировал известный спортивный комментатор Виктор Набутов. На фирме Богословского записи блатных песен в исполнении Сержа Никольского были произведены, судя по всему, несколькими годами позднее… Хотя, на самом деле, до истины тут ещё надо докапываться и докапываться. Вспоминал же Рудольф Фукс (и не только он), что в пятидесятые годы по Питеру ходило, помимо того, много самодельных пластинок с блатными песнями и других исполнителей; а как тех исполнителей звали, кто и когда их записывал, – этого уже, конечно, никто не вспомнит… Но вернёмся всё-таки к Руслану Богословскому! О его последнем сроке, полученном в начале 60-х, в статье «Расцвет и крах…» написано весьма кратко; а, между тем, как раз с этим сроком связано несколько интересных обстоятельств. Последний арест Руслана Богословского был, как известно, связан с производством не гибких, а уже настоящих, виниловых пластинок.

Сырьё для которых добывалось путём скупки в магазинах копеечных пластинок с речами Ленина, и прочей советской пропагандистской дребеденью. И вот существует версия, что органы вышли в тот раз на фирму Руслана, заинтересовавшись, – кто ж это и зачем скупает в таком количестве пластинки, на которые простой советский человек и смотреть не станет! Что ж, в этом, собственно, нет ничего неправдоподобного. Просто уж очень смешная получается ситуация: власть, значит, уже тогда прекрасно сознавала истинную цену и популярность своей «самой передовой в мире» идеологии… Несколько более фантастичной выглядит версия о том, что делом немедленно заинтересовалось КГБ, поскольку писать «буржуазную» музыку на пластинки с речами Вождя мирового пролетариата… сами понимаете, – политическая провокация! Конечно, с наших органов ещё и не то станется, но времена уже были всё-таки не сталинские. И политический процесс вряд ли грозил Руслану Богословскому… Но наиболее загадочным в этом деле выглядит следующее обстоятельство. Поскольку Руслан Богословский копировал фирменные западные диски, это дело, по современным понятиям, можно было назвать «пиратством». А на Западе уже и тогда такое понятие становилось актуальным. И вот, правда ли, нет ли, – а ходит устойчивый слух, что хотели буржуи проклятые что-то такое Руслану предъявить… Впрочем, Советский Союз в те времена никаких соглашений по авторским правам не подписывал, и до международных разборок дело, конечно, не дошло. А интересно б всё-таки узнать – на сколько ж тогда Богословский нагрел западную музпромышленность?… Впрочем, это-то как раз и не так интересно. Современные деятели пиратского бизнеса умеют это делать гораздо масштабнее. Но почему-то о них, как говаривал Максим Горький, ни сказок не расскажут, ни песен не споют…

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest