Александр Немецъ: Людям смотрю в лица

Кто не знает Александра Немца? Да многие не знают! По крайней мере лично. Слышали, да не видели. Он...

Аркадий Соловейчик: Проходит все, остается только музыка…

Соловейчик Аркадий Яковлевич (р. 02.09.1949 г.) – автор-исполнитель, работает в стиле лирического шансона. Родился и проживает в городе...

Николай Озеров: «В зоне тоже сидят люди и им тоже нужны песни …»

ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ (р. 19.05.1979 г.) — автор-исполнитель. В 13 начал осваивать гитару, пробовать себя в поэзии, написал первые...

Александр Федорков: «Хорошая музыка не должна оставлять равнодушным…»

ФЕДОРКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (р. 10.09.1963 г.) – музыкант, аранжировщик, исполнитель в жанре русского шансона родился в Москве. Параллельно...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Влад Зерницкий: «В Израиле шансон начался с религиозной радиостанции»

ЗЕРНИЦКИЙ ВЛАД (р. 15.04.1963 г.) – автор и исполнитель в жанре русского шансона родился и вырос в городе...

Шансон: Ах, эта песня жигана..!

чё ты гонишь, мусор, шнягу не по делу, чё ты паришь мне про нары и конвой… Есть такие,...

О Владимире Высоцком. Мы писали кровью сердца, а они бормотали что-то насчет больной печени…

Владимир Высоцкий. Имя, излучающее глобальность, эпохальность, неукротимую силу… С одной стороны, потому что этот человек сам был явлением...

Эльвира Фрумина: «Двери Студии «Ночное такси» открыты для всех…»

— Эльвира, здравствуйте! Я знаю, что у Студии «Ночное такси» есть такая традиция —  подводить итоги года… чем...

Слава Вольный: Одессит с цыганской душой

Иногда я задавал себе вопрос: «А зачем таким людям как Дина Верни было петь махровый блатняк?» Ответ оказался...

Мост, который достроил Жан Татлян

Жан Татлян… Поколению юных это имя, пожалуй, незнакомо. Зато те, кому за тридцать, хорошо помнят его песни. «Фонари»,...

Вилли Токарев: А кого мне боятся?

В эти самые дни у звезды русского шансона сплошные круглые даты. 30 лет назад он эмигрировал из СССР,...

Евгений Любимцев: «Как будет развиваться шансон – сказать сложно…»

— Евгений Борисович, вот уже пятнадцать лет активно занимаетесь творчеством… что сделано на сегодняшний день? –  На сегодняшний...

Майя Розова о шансоне и не только

  — Сделаем лирическое отступление – Ваши сыновья слушают песни в Вашем исполнении? Ни у кого из них...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

10 лучших альбомов Михаила Круга

Михаил Круг фигура для жанра шансона по-русски знаковая, сегодня – уже по-настоящему культовая и, в чем-то, основополагающая… За...

Рая Удовикова: Омар Шариф плакал, когда я пела

Цыганка Рая Удовикова. Это наши золотые шестидесятые… Ее пластинки сегодня – подлинный раритет. Ее талант – уникальный и...

Татьяна Кабанова. В ожидании встречи с Марлен Дитрих

О том, что в Петербурге есть театр «Попугай Флобер», не знает почти никто, хотя имя хозяйки этого театра...

Дмитрий Михальцев: «Блатная песня – это сам народ, его горести и жизнь….»

МИХАЛЬЦЕВ ДМИТРИЙ (р. 1961 г.) – автор и исполнитель, родился и проживает в Нижнем Тагиле. Первые стихи начал...

Михаил Иноземцев о встречах со Стасом Еруслановым в Одессе и Питере

ЗНАКОМСТВО Апрель 1994 год. От питерского коллекционера Юрия Латышева, с помощью которого я постоянно пополнял свою фонотеку, узнаю,...

Алексей Краев: Я просто сочиняю и пою песни…

Имя питерского шансонье Алексея Леонидовича Краева известно уже многим и по его работе в ресторанах города, и по концертной деятельности, и по выступлениям в Интернете на шансонных сайтах, но главное – по эфирам FM-радиостанций. Он, офицер, подполковник, отслуживший более 25 лет в Вооруженных Силах России, в связи с уходом в запас стал профессиональным автором-исполнителем содержательных мелодичных песен и выпустил в 2003 году первый тираж диска «В зоне гарнизона». В нём собраны в основном песни об армейском периоде жизни, хотя у него достаточно и других – лирических, обобщающе настроенных песен. 22 ноября прошедшего года Краев прибыл в Москву для своего первого концерта на столичной площадке. Это был концертный зал (бард-кафе) ресторана «Золотой дракон» в Орликовом переулке близ Казанского вокзала.
До концерта мы встретились, нашли место у его коллег по воинскому делу, которые теперь ведут малое предприятие, и побеседовали при включённом диктофоне.

Виктор Солдатов: Здравствуйте, Алексей Леонидович! Приветствую Вас на земле московской!
Алексей Краев: Спасибо, Виктор Максимович, приветствую взаимно!

В.С. Начну с самого начала. Вы родились на Урале. Где именно?
А.К. В Пермской области – город Кизел (ударение на «и»). Это угольный, шахтёрский городок, но сейчас там, по-моему, уже выработали весь уголь. Отец был шофёром, потом шахтёром, а мама работала в системе связи. В семилетнем возрасте, когда родители приняли решение выехать оттуда, я оказался с ними в городе Гуково Ростовской области. Это 5 километров до границы с Украиной, теперь пограничный город.

В.С. Вы ощущаете этот город как свою малую родину?
А.К. Конечно, ощущаю, но я помню и Урал, помню лес, помню, как ягоды и грибы собирал… Гуково – тоже шахтёрский центр. Там я закончил 10 классов и сразу поступил в военное училище.

В.С. Расскажите, что за специфика у этого училища?
А.К. Киевское Высшее Инженерное Радиотехническое Училище Противовоздушной обороны (КВИРТУ ПВО) – я с гордостью называю его, потому что опыт, вынесенный из этого училища, я применяю на практике всю жизнь. Оно было широкопрофильным, к сожалению, сейчас его уже нет, оно перепрофилировано в результате перестройки. Готовило программистов, военных радиоинженеров, специалистов систем слежения за воздушными и космическими целями, специалистов автоматических систем управления, радиоэлектронной борьбы, других передовых специальностей в области радиотехники и радиоэлектроники. С помощью систем радиоэлектронной борьбы, например, устранили в своё время Дудаева. Ими я и занимался в войсках ПВО, а затем, когда объединили два вида Вооружённых Сил, — в Военно-Воздушных силах. Из-за этого меня часто спрашивают, не лётчик ли я? Нет, за штурвалом не приходилось сидеть. Конечно, я имел отношение к военной авиации, в основном истребительной, а также военно-транспортной, но основная моя специальность – военный радиоинженер. А ещё в этом училище нас учили жизни, взаимовыручке и прививали не только любовь к Родине, но и другие качества, в том числе и чувство юмора. С первого дня мы уже знали, как именуется наше училище неофициально: Киевское Высшее Имени Райкина Театральное Училище Полувоенного Образца. А близлежащий к училищу единственный в районе гастроном, расположенный поблизости на улице Якира, все жители называли не иначе как ГРУНЯ (гастроном радиотехнического училища на Якира). Туда мы частенько сигали через забор за пивом и докторской колбасой. И сейчас, много лет спустя выпускники училища не только поддерживают контакты, но и общаются на нашем сайте в Интернете.

В.С. Интересно, а практически что приходилось делать? Ведь инженеры и связисты – это армейская интеллигенция.
А.К. Да, да. Со связистами мы часто работали вместе, эти системы у меня тоже были в сфере служебных интересов. Занимался, в основном, различными радиоизмерениями, объезжая на своей спецтехнике практически всю дислокацию объединений ВВС и ПВО в тех регионах, где проходила служба.

В.С. И куда же Вы попали после окончания училища?
А.К. Прямо в Архангельск. Жил в городе, мотался по командировкам. Моё подразделение состояло при штабе, мы контролировали работу радиоэлектронных установок, настраивали технику, обучали персонал. Через четыре года был направлен в Хабаровск, где прослужил 11 лет. Потом в Санкт-Петербург, где и живу по сей день.

В.С. В Ваших песнях чувствуется проникновенное отношение к Дальнему Востоку…
А.К. Да, там колоссальная природа: величественный океан, много бурных рек (одно название «Амур» чего стоит), леса, полные ягод и грибов, дикой птицы и животных… А самое главное — замечательные люди. И в первую очередь те, кто стоит на защите наших дальневосточных рубежей, а они там поистине бескрайние! У меня было время обо всём этом задуматься, особенно когда попал в интеллектуальную атмосферу Петербурга, что нашло отражение и в песнях.

В.С. Вы окончили музыкальную школу по классу баяна. Смогли бы сыграть сейчас?
А.К. К сожалению, нет, кроме простых пьес, хотя раньше и фуги играл… Баян – тяжёлый инструмент для поездок, поэтому подыгрываю себе в основном на гитаре. Научился играть сам, параллельно с баяном, играл в школьном ансамбле «Аяксы». Это были 1975-76гг., мы исполняли в то время песни из репертуара ВИА «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Ариэль» и др., рок ещё не играли. Но уже тогда пели собственные песни. Сочиняли их вдвоём с барабанщиком Сергеем Ивановым, который теперь живёт и работает в г.Ноябрьске (Ямало-Ненецкий АО). Песни были о любви, о Родине — несколько наивные… Потом был ансамбль в училище с названием «Шире Круг», там мы уже включали в свой репертуар более серьёзные композиции.

В.С. Прослушивая Ваш диск «В зоне гарнизона», я тоже приходил к мысли о некоторой романтической наивности песенных стихов. Я нахожу этому объяснение в том, что русский мужик, а шире – российский, всегда немного романтик, потому что духовное у него преобладает над материальным. На Западе – там другие люди, с иной ментальностью…
А.К. Да. И я ничего плохого или странного в этом не вижу. Как раз это и возвышает человека. Романтичность, на мой взгляд, никогда не мешала даже взрослым людям, не только детям. И прививать её нужно именно с детства. Самое главное, как я сужу, будучи отцом взрослых дочерей, это когда ребёнок пишет стихи или музыку, рисует картины, коллекционирует всякую всячину…. Пусть эти стихи, песни, картины и т.п. будут наивными, невостребованными, некоммерческими, но человек занимается хорошим делом, это всё равно рано или поздно приведёт к развитию умственных и творческих способностей. Он же не идёт тусоваться в какой-нибудь подвал, курить, выпивать или употреблять наркотики. У меня дочки придут с учёбы, слушают музыку, подпевают караоке, перебирают файлы на компьютере, Даша даже песни какие-то сочиняет… Я этому не препятствую – ради Бога! Подзадориваю их: давайте на конкурс будем готовить это… Они у меня поют, выступают, в этом отношении я за них спокоен. У нас получилось трио, в новом альбоме уже одна песня на стихи поэта А.Тихонова в таком исполнении записана.

В.С. В песне «Я ухожу» выражается сожаление, что автор немного не дослужил. Это о чём?
А.К. Это сложно выразить коротко. Наверное, это следствие моих переживаний после того, как я положил рапорт об увольнении в запас, хотя и не собирался. Так сложились, а правильнее сказать, не сложились отношения с начальником. Не буду вникать в подробности, но за всю службу у меня не было взысканий; подразделения, которыми я командовал, задачи свои выполняли в объёме своих возможностей. Меня тянули до этого и в Академию, и на повышение, но я не карьерист, мне это было неинтересно. Я и попал-то в армию скорее по необходимости, чем по призванию. 25 лет прослужил, утвердился, доказал свою состоятельность, мог бы и ещё послужить… В этой песне, как и во всём альбоме, я хотел показать не лично себя, а обобщить всю нашу систему, когда из армии уходят умнейшие специалисты и не всегда находят себе применение по специальности. А те, кто находит – могли бы много пользы принести по своим специальностям и в армии, только там почему-то это стало не нужно… Наши программисты, например, могли бы обеспечить армию сложнейшими компьютерными системами, дополняющими в управлении человеческий фактор. Или, скажем, создать тренажёры для боевой подготовки, для обучения тех же шоферов, ведь в армии плохо подготовленные водители гробят технику, много несчастных случаев из-за этого. Эта тема обширна по своим примерам…

В.С. Болезненным был момент перехода от армейской службы к гражданской жизни?
А.К. Нет, он проходил довольно спокойно. Дело в том, что мой переезд из Хабаровска в Питер произошёл накануне кириенковского дефолта 1998 года. Если бы не мои способности к песенному творчеству, не знаю, как бы мы выкарабкались… Представьте себе: привезти с Дальнего Востока семью на новое место – ни кола, ни двора, зарплату по полгода не платят… Пошёл работать в ресторан вечерами параллельно со службой в армии, поэтому увольнение в запас в 2003 году не сильно повлияло на состояние семьи. То есть, завершив службу в армии, я уже был трудоустроен. У других всё было сложнее. В армии я занимался в основном административно-командной работой: акты проверки, протоколы и т.д. Плюс воспитание солдат, благодаря чему меня звали даже на преподавательскую работу. Но мне это за 20 лет приелось… А вот музыка – это процесс творческий, и я считаю, что нашёл себе занятие по душе.

В.С. А как связь с авторами-исполнителями военных песен? Продолжается или прекратилась?
А.К. Если говорить об авторах, которые служат в армии, то на сегодняшний день у меня связей с известными, уже состоявшимися авторами-исполнителями военных песен особых нет. Только недавно стал общаться с полковником Михаилом Калинкиным. Зато я знаю ребят, которые, служа в армии, неплохо сочетают это с песенным творчеством. У меня в планах на будущее есть подобный проект, но он требует в первую очередь финансов, а не только желания. Если всё сойдётся и появится возможность для его осуществления, то выйдет альбом, в котором я отойду от своих текстов и с удовольствием спою песни на стихи таких авторов, которые не хотят или не могут исполнять их. К примеру, есть у меня знакомый военный лётчик в Петрозаводске Павел Сурмач, который сочинил много хороших песен и отдаёт мне их на исполнение. И таких авторов много, достойных и талантливых, которые массовому слушателю неизвестны. Некоторые офицеры не песни, а стихи хорошие пишут… Такой опыт уже есть: я исполняю песню на стихи ещё одного военного лётчика, который ныне служит военным советником за границей. На его стихи поют песни и другие исполнители питерского региона. В общем, связь с военной творческой средой у меня есть. Да её и не может не быть! Ну, а если говорить об авторах, не имеющих отношения к военной службе, то, наверное, у каждого известного найдётся одна-две песни военного характера. В Петербурге я достаточно тесно контактирую со сверстниками, которые служили в Афганистане (Олег Никулин, Василий Чучнев – их репертуар основан на тех трагических событиях).

В.С. Ныне изменились и характер войн, и роль российской армии. Военные песни как царских времён, так и советских во многом исчерпали себя. Как вы оцениваете положение с современной военной песней?
А.К. В целом Вы правы: и характер войн изменился, и роль армии, естественно, это наложило свой отпечаток и на песни военного, армейского содержания. Современная история, к великому сожалению, не стала мирной. Трагедия нашей армии в Афганистане, локальные конфликты на границах, война в Чечне… Это по своей сути совершенно новая эпоха войн, в отличие от Великой Отечественной — эпоха бессмысленных войн, в основе которых лежат коммерческие цели, прикрываемые защитой демократии. Эти особенности наложили совершенно иной отпечаток на тематику военных песен. От былого патриотизма мало чего осталось, стало больше трагичности и безысходности. Но есть и доброе, что присутствует в этих песнях, — конечно же, тоска по Родине, человеческие любовь и верность.

В.С. Напрашивается вопрос: это сейчас Вы выступаете под минусовки, а раньше – среди офицеров, на вечеринках, в клубах как Вы выступали? По стилистике это было больше бардовское творчество?
А.К. Клубов, как таковых, у нас не было в те времена. Я прослужил 9 лет в гарнизоне под Хабаровском, где клуб существовал только как объект капитального строительства, а до организации там каких-то концертов руки не доходили. В 1982г. училище закончил, а в 85-м началась перестройка. Развалили за 10 лет не только клубы, но и много другого, что было в армии хорошего. Поэтому выступал я преимущественно в домашних застольях, на гулянках. Можете расценивать это как бардовское творчество. Там сочинял мало, пел ранее написанные мною песни и общеизвестные. Что касается «минусовок», то, конечно же, это просто жизненная необходимость. В молодости я пел исключительно в ансамблях (в школе, в училище) и сейчас с не меньшим удовольствием создал бы группу музыкантов, с которой гастролировали бы по всем площадкам. Только вот всё упирается в средства (аппаратура, аренда, транспорт и т.д.). На одном энтузиазме коллектив не удержать, поэтому может быть и хорошо, что появилась такая возможность — петь под записанный на студии аккомпанемент. Да и слушатели к этому привыкли. Ну, а если пойти дальше и сравнить выступления шансонье с артистами «попсовой» эстрады, то наша совесть перед публикой чиста. Мы «плюсами» не пользуемся.

В.С. Значит, современное сочинительство началось позже. И почему так получилось, что офицер склонился в сторону русского шансона, а не бардовской песни?
А.К. Да, по приезду в Петербург я стал писать новые песни и приводить в более осмысленный вид написанные много лет назад. А как склонился к шансону? Ну, это получилось спонтанно. Русский шансон подразумевает то, что в песне присутствует в первую очередь смысл, но и выразительная мелодия, конечно. Видимо, это и предопределило стилистику аранжировок. В чём разница с бардовской песней – это сложный вопрос, вызывающий споры. Я считаю для себя, что бардовская песня – это прежде всего пение своих стихов под гитару. Бардовские песни более философские, стихи в них более мудрёные, что ли… У меня они проще и конкретнее.

В.С. А если по содержанию, языку, стихосложению, напевности явно шансонная песня исполняется под гитару, Вы её тоже сочтёте бардовской?
А.К. Ну, а почему нет? Пример – всё те же песни Высоцкого и Розенбаума. Хорошие стихи шансону не вредят, просто в нём может быть больше мелодизма, запоминающиеся припевы, как правило, выделены… Хотя взять, к примеру, песни Митяева, там всё это присутствует. А вообще проводить жёсткую грань в стилистике песен – это неблагодарная работа, да и заниматься этим должны, по-моему, музыкальные критики, а не исполнители. Лично я не могу провести линию разграничения и сказать: вот эта песня — бардовская, а эта — нет. Да надо ли это по большому счёту? Лишь бы песня выразительная была. Такая песня хорошо звучит и под гитару, и под аккомпанемент ансамбля. А самый главный судья и критик – это слушатель.

В.С. Усложнённая поэтика – не для шансона, она же не сможет пойти в народ, останется принадлежностью автора-исполнителя. А песни русского шансона ориентированы на народное исполнительство, на самую широкую аудиторию. Я считаю, что в Ваших песнях такая ориентированность есть. Стихи несложные, но образные и содержательные, я бы сказал, умные. И мелодизм присутствует. Три песни из тех, что на диске «В зоне гарнизона», вполне могут стать шансонными хитами, если их «раскрутить», скажем, на радио…
А.К. Ну, Виктор Максимович, насчёт хитов — это слишком, хотя популярности песням, конечно же, радио прибавляет немало. Когда я в 2001 году связался с «Радио Шансон», тогда диска «В зоне гарнизона» ещё не было. Тогда взяли две песни, которые я сейчас включаю во второй свой альбом, и они зазвучали в эфире. В то время я общался с ведущими радио, от которых знаю, что песни эти исполнялись даже по заявкам. Кроме того, мои записи были приняты во многих региональных радиостанциях шансона, и не только в России, но и в Киргизии, на Украине. Меня по ним там уже знают, приглашают «забрасывать» новые записи. Интересно, что в разных регионах предпочитались и разные песни. В Питере, например, на бардовской радиостанции «Вертикаль», где ротировалось семь моих песен, больше всего заказывали «Военного шофёра», хоть я, как автор, и не считаю её каким-то шедевром. А допустим, из Сочи пришла информация от музыкального редактора, что две песни просто рвут из эфира: это «Любимой женщине» и «Любовь прапорщика». Случай в основе последней – реальный. Мы с супругой ехали в автобусе и наблюдали картину, как изрядно подвыпивший прапорщик ввалился в салон и начал приставать к женщине, которая ему понравилась. Весь автобус хохотал, когда он сравнил её по красоте со своим КАМАЗом… Я такого сравнения ещё никогда не слышал и тогда же подумал: а с чем сравнил бы её, скажем, бухгалтер или сантехник? Жена меня до сих пор ругает за эту песню…

В.С. А что, она влияет на Ваше творчество? Кто у Вас первые слушатели новых песен?
А.К. Конечно, жена влияет. Ей посвящена песня «Любимой женщине», на её день рождения написал… Первое исполнение новых песен, естественно, происходит в семье, потом уже в кругу друзей. Дети у меня музыкальные и могут более или менее объективно оценить песню. Дочерям сейчас 17 и 16 лет, они погодки, а старшей 26 лет.

В.С. А бывали выступления перед специфической аудиторией?
А.К. Любая аудитория имеет свою специфику: в гарнизонах – это солдаты и офицеры, в госпиталях – это больные и раненые, на корпоративных вечеринках – это влиятельные бизнесмены и политики, представители властных структур… Но, наверное, Вы имели в виду места лишения свободы? Было и такое, выступал в знаменитых «Крестах» перед заключёнными, причём дело было в санитарном блоке, где проходили лечение представители различных категорий правонарушений. Не скажу, что я в восторге от этого мероприятия, т.к. побывать в тюрьме даже в качестве гостя не очень приятная процедура, но принимали нас там очень тепло, вслушиваясь в каждую песню, в каждое слово. Поэтому концерт прошёл на высоком уровне, а когда я пел и видел, как зрители слушают мои песни, то даже забывал о том, кто передо мной сидит в зале. Есть ещё специфическая аудитория – это дети! Мне не раз приходилось выступать в школах перед детьми. Представьте что-то похожее на урок мужества, только к военной форме с медалями добавляются гитара и песни. Тоже очень интересно, пока что-нибудь рассказываю или на вопросы отвечаю – галдят, так что уши заворачиваются, а как только начинаю петь – полная тишина в классе. В общем, специфической аудитории у меня хватает. А если взять ресторан, то тут уже такая специфика, что хоть стой, хоть падай!

В.С. В ресторанах обычно по заявкам поют. А как у Вас? Собственные песни приходилось петь?
А.К. Музыкальные заявки – это, пожалуй, основной источник дохода ресторанных певцов и музыкантов, ибо тот гонорар, что платит хозяин, как правило, невелик, поэтому, конечно же, приходилось петь песни на заказ. А вот свои песни редко там пел. Во-первых, они ещё малоизвестны. Но после того, как дал их послушать постоянным клиентам, они стали и их заказывать, причём иногда за вечер по несколько раз. А потом и другие люди стали заказывать, цитируя запомнившиеся слова. Удивлялись, когда я говорил, что это мои песни… Во-вторых, песни армейского репертуара в ресторане не таким уж большим спросом пользуются. А, в-третьих, по разному относились к их исполнению администрация и напарники по работе.

В.С. А как Вы связались с деятелями питерского шансона?
А.К. Однажды я обратился к знакомому, который работал в сфере управления Приморского района Санкт-Петербурга, и он связал меня с Домом общества ветеранов войны в Афганистане «Афганвет», где я познакомился с Олегом Никулиным, ведущим программы «Полевая почта» на «Радио Петроград-Русский Шансон». Я уже упоминал о нём. Прослушал он мои записи и через неделю пригласил в прямой эфир. Я, конечно, вначале сдрейфил, но армейская закалка своё взяла – в бой, так в бой! С большим волнением, напряжённо вслушиваясь в вопросы радиослушателей, так как они бывают и неожиданными, и с подковыркой, начался мой первый эфир на радио… К микрофонам я привык, однако работа в ресторане – другое дело, здесь же нужно сосредоточиться, отвечать коротко и ясно. Но я чувствовал поддержку Олега и, конечно, доброжелательное отношение радиослушателей, поэтому через небольшой промежуток времени напряжённость и волнение исчезли, эфир прошёл удачно. Позже меня заметили и пригласили в питерское отделение «Радио Шансон» (в то время его генпродюсером был Виктор Грицаенко). После этого у меня сложились добрые отношения с Александром Фруминым и со всеми сотрудниками этой радиостанции. Позже и в других городах связался с FM-радиостанциями. Сейчас уже отношусь к этому спокойно, много эфиров было…

В.С. Как обычно начинается у Вас песня? Понятно, что от схваченного сюжета и строчки-зацепки. А потом – мелодия и стихи вместе или поочерёдно?
А.К. Это всё сложно рассказать, потому что, когда сочиняешь песни, то не следишь за процессом. Лично у меня в первую очередь рождаются стихи, а потом я уже музыку подбираю. Но бывает и наоборот.

В.С. Легко ли Вам даются стихи? Проверяете ли Вы их на благозвучность, двусмысленность, афористичность? У Вас ведь встречаются крылатые фразы…
А.К. Я могу писать много песенных стихов, но доводить их до совершенства трудно. Сказывается моё несколько лентяйское отношение к урокам литературы в школе, да и, честно говоря, нелегко было в советские времена найти и прочитать интересующие меня книги, стихи. В магазинах тогда в основном комсомольско-партийные издания были, а в гарнизонах, где пришлось служить, в библиотеках вообще нечего было взять для меня. Вот и делайте вывод, откуда взяться хорошему словарному запасу, чтобы писать стихи? Проверять приходится всегда, иногда даже не сразу, а через некоторое время, чтобы по-новому взглянуть на произведение, тогда сразу находятся изъяны, некоторые абзацы целиком приходится выбрасывать и переписывать заново. А крылатые фразы? Иногда я использую те, которые уже крылаты и звучат в обиходе. Ну, а если какие-то мои мысли станут крылатыми, то что может быть достойней такой награды для автора?

В.С. Вы придерживаетесь в мелодике какой-то определённой тональности, последовательности аккордов?
А.К. Виктор Максимович, на этот вопрос, как мне кажется, не знает ответа никто, ибо он равнозначен вопросу: как сочинить песню? Конечно, есть определённые каноны, правила, специфика, лучше всех об этом знают профессиональные композиторы, но есть ещё и какие-то душевные порывы, позволяющие иногда в одночасье выдать на-гора потенциальный хит. Причем, иногда бывает так, что у композитора всего один единственный хит, а больше ничего в народ не пошло. Припев – это, наверное, самое главное и сложное место для того, чтобы песня быстро запоминалась.

В.С. Допустим, Вы уже нашли мелодию припева и уловили, как её сочетать с мелодией строфы. Долго ли происходит шлифовка всей песенной композиции?
А.К. Шлифовка бывает. Хотя не всегда это необходимо. И я в этих случаях стараюсь с кем-то посоветоваться. Так было с песней «Любимой женщине», которую я показал одной знакомой учительнице музыки (она вела уроки на дому у моих дочерей), сказав ей, что это только пробный вариант и что я ещё планирую работать над мелодией и гармонией. Прослушав песню, она категорически чуть ли не запретила мне что-либо менять и настоятельно рекомендовала оставить всё как есть. В других песнях иногда чувствовал, что какой-то мелодический оборот повторяет уже написанную кем-то ранее песню, тогда начинал с этим считаться и менял мелодию, гармонию. В общем, этот процесс также непредсказуемый и не поддаётся анализу.

В.С. Как дорого обходятся записи песен и выпуск диска?
А.К. Запись одной песни, смотря где и смотря как, в зависимости от студии, обходится самое мало в 100-200 долларов, да ещё услуги аранжировщика, которые зависят от его популярности… Для издания диска небольшим тиражом потребуется уже порядка 3-5 тыс.долларов. И это я ещё беру минимальные расценки при более или менее нормальном качестве. Знаю эти цены не понаслышке, т.к. диск «В зоне гарнизона» тиражом 1000 экземпляров вышел за мой счёт. К настоящему времени он уже разошёлся. И сейчас я заключил договор с другой компанией (концертно-продюсерская компания ГРИФФОН). Выпуск второго тиража уже состоялся, диски поступили в открытую продажу.

В.С. А как Вы нашли своего аранжировщика?
А.К. Аранжировщика мне предложила известная в Петербурге певица Кира Хабарова. Евгений Мясников тогда с ней работал. Он хорошо чувствует песню, хотя и не считает себя специалистом в шансоне. Я полагаю, что музыку русского шансона, как и всё в нашей жизни, надо обновлять, иначе получается какой-то застой… Работая совместно, мы подружились. Как правило, я полагаюсь на его вкус и профессионализм. Если что-то вызывает сомнение, то пытаюсь выяснить, почему именно он так сделал, а не иначе? Обычно получаю убедительный ответ, и все вопросы отпадают.

В.С. На Вас как-то отразилось противостояние двух питерских радиостанций русского шансона?
А.К. Я в курсе этого противостояния, но комментировать его суть не могу – это не моя компетенция. Оно происходит в основном на уровне руководства, хотя и доставляет головную боль начинающим авторам-исполнителям. Некоторые из них, если ротируются на одной, то не принимаются в ротацию на другой. Но, когда в Питер приезжают известные шансонье, к примеру, Михаил Шелег, Сергей Трофимов, Сергей Любавин и др., то бывает, что в один день они выступают сначала на одной радиостанции, а через час – уже на другой. Поэтому, если конфликт этот существует, то пусть в нём разбираются компетентные органы и руководство самих радиостанций. Исполнителей, а тем более слушателей, это мало касается. Мы поём песни для слушателей, а поэтому, если та или иная радиостанция крутит мои записи – спасибо! Я просто сочиняю и пою песни, которые слушает (или не слушает) народ…

В.С. Ну, вот – ещё одна простая истина. Хорошее завершение интервью. Мне остаётся только пожелать Вам, помимо крепкого здоровья и неснижаемой работоспособности, ещё творческого горения, новых песен, приличных заработков.
А.К. Спасибо, Виктор Максимович! Знаю о вашей нелёгкой судьбе, поэтому лично Вам желаю как можно дольше оставаться таким же неунывающим оптимистом, и пусть это поможет и дальше твёрдо шагать по выбранному Вами пути! А всем любителям хороших песен желаю, чтобы ваша жизнь была похожа на них! Задавал вопросы Алексею Краеву, а также участвовал в обработке его ответов исследователь русского шансона

Виктор Солдатов. Москва – Санкт-Петербург, ноябрь 2005 – январь 2006 гг. ©

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest