Юрий Уральский: «Слово кураж, мне близко по духу»

Не секрет, что в нашей стране жанр «Русский шансон» в последнее время становится все более популярным. Поэтому все...

«Гарри Голд – абсолютный лидер русского шансона…»

Статистика – вещь неумолимая, непредсказуемая и жестокая… периодически я делаю запросы в поисковых системах по тому или иному...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Лучшие альбомы Вилли Токарева

Сказать честно, трудно начинать эту статью по многим причинам… Вилли Иванович Токарев (1934-2019) – человек-легенда, человек-эпоха, человек-жанр, только...

Студия «Ночное такси» отмечает 35 лет

В ноябре 2020 году Студия «Ночное такси» отметил свое 35-летие, юбилей не большой, но приятный… не так много...

Рублёва Ляля: Русской певице за границей трудно, но интересно…

РУБЛЁВА ЛЯЛЯ (ЛЮДКОВСКАЯ ЕЛЕНА) – исполнительница в стиле эстрадного шансона, родилась в Москве, петь начала в возрасте пяти...

Рада Рай: «Я ему просто поверила»

Рада Рай – необычное явление российской эстрады. Шансонщики говорят, что она слишком попсовая, попса утверждает, что у неё...

Владимир Бочаров: «Когда уляжется пена, останутся настоящие мастера жанра…»

— Владимир, начнем с прозаического – немного о себе…. Владимир Бочаров: — Автор – исполнитель, тридцать три года...

Гарик Кричевский. Легенды и звезды шансона. От Вертинского до Шуфутинского

Издательство «Амфора» представляет новую книгу Максима Кравчинского и Натальи Насоновой "Легенды и звёзды шансона. От Вертинского до Шуфутинского"...

Маэстро из… «Внешторга» Андрей Никольский

«Что там вдали? Моя жизнь Ты читаешь ее между строк…» Андрей Никольский Андрей Никольский — человек, чей творческий...

Михаил Бурляш: «C Шаламовым нас роднит главная тема и срок»

Музыкант выпускает в поддержку своего нового альбома книгу рассказов. — Михаил, скажи несколько слов о себе для тех,...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Шансон: Ах, эта песня жигана..!

чё ты гонишь, мусор, шнягу не по делу, чё ты паришь мне про нары и конвой… Есть такие,...

Майя Розова – «Арбат», «Балалайка», «Садко», далее – жизнь…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что ему удалось найти адрес Майи Розовой, легендарной русской певицы, ныне...

Олег Фриш – человек шоу-бизнеса

Судьба талантливого человека всегда нелегка. Путь к славе тернист и добиться признания в шоу-бизнесе бывает непросто даже обладателям...

Гога – новое имя в русском шансоне

Встречаясь однажды с Олегом Безъязыковым, я увидел рядом с ним невысокого молодого парня, по-кавказски чернобрового, с правильными чертами...

Анатолий Мезенцев: «Тихорецк мне в Магадане снился…»

Ещё до появления в моей жизни первого магнитофона, которые, кстати сказать, в то время были большим дефицитом, я...

Вилли Токарев: А кого мне боятся?

В эти самые дни у звезды русского шансона сплошные круглые даты. 30 лет назад он эмигрировал из СССР,...

Кто такой смотрящий

С давних времен за различными тюремными субъектами необходим был человек, который бы следил за порядками. Иногда таких людей...

Слово об Аркадии Северном и времени

На сегодняшний день поклонники творчества Аркадия Северного прочно и окончательно разделились на два лагеря: 1) Любители, коллекционеры и...

Владимир Сорокин и Валя Сергеева – семейный дуэт

«ЗАЧЕМ НАМ ПУШКИ, ЗАЧЕМ НАМ ТАНКИ, КОГДА НАС ЗНАЕТ ВСЯ МОЛДОВАНКА»

«А ну, милорд, нажми аккорд!
Создай мне песней настроение…»
Из репертуара В.Сорокина
«Эх, шарабан мой, американка,
Какая ночь, какая пьянка…»

Из репертуара В.Сергеевой

После смерти Берисона, отъезда в эмиграцию Байера и Фарбера музыкальная жизнь в городе-герое Одессе продолжала бить ключом. О необычном явлении – семейном дуэте артистов, чьи голоса стали классикой жанра, пойдет речь в этой главе.
По легенде, певец Владимир Сорокин возник с косвенной подачи Аркадия Северного.
В конце 70-х годов, для записи очередного концерта, Станислав Ерусланов и Вадим Коцышевский пригласили Северного в Одессу. К приезду «Короля» все было заранее подготовлено – найдена проверенная квартира и собран состав музыкантов, но все карты организаторам спутал закадычный «друг» певца — «зеленый змий», и проект оказался под угрозой срыва. Дабы усилия не пропали зря, энтузиасты в срочном порядке стали искать замену приезжему гастролеру и выбор их пал на массовика-затейника из Парка культуры и отдыха Женю Оршуловича. На ходу сочинив псевдоним, и спрятав артиста за безликим именем «Владимир Сорокин», записали дебютный альбом. Результат, как говорится, превзошел все ожидания. Не обладая оперным вокалом, профессиональный актер и коренной одессит Евгений Оршулович так прочувствовал и подал материал, что ахнули даже матерые «писари». И покатило… В период с 1979 по 1995 год Владимиром Сорокиным (так будет логичней именовать в дальнейшем исполнителя) было записано свыше пятидесяти 90-минутных пленок. Он исполнял старые «нэпманские» композиции и произведения своих коллег: Владимира Шандрикова, Вилли Токарева, Андрея Никольского, даже Владимира Высоцкого. Самое интересное, что Сорокину удалось не то, что не испортить блестящий материал гигантов жанра, а наоборот показать слушателю новые яркие грани известных, казалось бы, песен.
Анекдоты и басни в исполнении Сорокина – отдельная тема, артист по призванию он умел из самого заурядного, «бородатого» рассказика сделать настоящий спектакль.

Помимо сольных программ, шансонье записал несколько проектов со своей супругой – Валентиной Сергеевой (Оршулович), а также с Юрием Бриллианиовым, Викой Чинской, Колей Владовым и другими исполнителями «подпольного» репертуара.
Сегодня целый ряд крупных коллекционеров «русского жанра» признаются, что творчество Владимира Сорокина для них предпочтительней и интересней, чем даже наследие Аркадия Северного. До определенной степени, я с этим также согласен. Во-первых, Сорокин крайне профессионально подходил к процессу записи, не позволял себе петь в отличие от Северного абсолютно пьяным, как следствие – не путал и не забывал слова. Во-вторых, он был настоящим актером – отсюда правильные театральные интонации без проглатывания окончаний и прочих нюансов самодеятельности. В-третьих, Сорокину практически всегда аккомпанировали прекрасные, а главное сыгранные музыканты, но здесь заслуга скорее не его, а Ерусланова с Коцышевским – продюсеров. Но коли все так, — спросит неискушенный читатель и слушатель, — тогда почему Северного знает каждый, а Сорокина только пресловутые «коллекционеры»? «Не знаю» — отвечу я. «Тайна сия велика есть!» — как говорил кто-то из кино-героев. Может быть, его популярность не стала всесоюзной, потому что он поздно (относительно Северного) начал? Или им, как перспективным проектом, не занимались в должной мере его создатели? Возможно, сыграла роль банальная конкуренция между питерским синдикатом и одесским – не нужен им был соперник для «Короля»? А может все просто? Спрос диктовался, прежде всего, слушателем, которому, — вот парадокс, — больше по душе был «вечно пьяный» и путающий слова Аркаша Северный? Что ж? И такое вполне вероятно. Как бы то ни было, но глупо спорить с очевидным: даже не достигнув «северных» вершин, Сорокин стал одним из наиболее ярких артистов на «подпольной эстраде» и оставить его фигуру без внимания на этих страницах просто невозможно.
Как я упомянул выше, Владимир Сорокин — это псевдоним Евгения Оршуловича. Подробной информации о его судьбе нет. Жизненный путь шансонье восстанавливался по отрывочным данным многими коллекционерами, среди которых создатель интернет-странички об артисте и автор биографической статьи Г.Зиновьев.

Что же нам сегодня известно о Владимире Сорокине наверняка?
Евгений Оршулович родился в 1936 году в Одессе, на знаменитой Молдаванке. Совсем мальчишкой Женя остался сиротой и воспитывался в семье деда, который в годы лихой молодости водил дружбу с самим Мишкой Япончиком.
По окончании школы, молодой человек поступил в Одесский техникум железнодорожного транспорта. Но «паровозно-техническая» карьера не прельстила Женю — главным увлечением стала сцена. В 1955 году на конкурсе художественной самодеятельности ученик техникума Е.Оршулович был замечен и принят в студию Одесского Дворца Культуры Железнодорожников, где вскоре начал выступать в студенческом театре миниатюр.
«Евгений Оршулович, — пишет Зиновьев, — ещё до появления известного дуэта Романа Карцева и Виктора Ильченко стал самым первым исполнителем скетчей молодого одесского сатирика Михаила Жванецкого, а так же рассказов «запрещённого» тогда писателя Михаила Зощенко, произведения которого, — из-за цензуры, — начинающий артист был вынужден выдавать «за свои». Самобытный артистический талант полюбился зрителям, и имя Жени стало широко известно в среде творческой одесской молодёжи тех лет. Он активно принимал участие в «капустниках» и самодеятельных спектаклях-юморинах. По отзывам очевидцев, каждое его выступление являлось «фонтаном веселья», «шквалом юмора», обаяния, задора и музыки. Евгений был способен за пять минут «завести» зал, знал и прекрасно рассказывал множество анекдотов, неплохо пел, исполнял пародии и весёлые куплеты под «живой» аккомпанемент. Кроме выступлений в спектаклях популярного одесского театра «Парнас-2», снимался в эпизодических ролях в кино, писал юмористические рассказы. Получив хороший театральный опыт, и став профессиональным артистом, в конце 60-х годов Евгений был принят в Одесскую областную филармонию на должность конферансье. В составе артистической бригады он начал ездить с концертами по городам Украины, Молдавии и областям средней полосы России. Долгое время был постоянным ведущим на концертах известных советских артистов приезжавших в Одессу. В середине 70-х женился и вместе со своей новой супругой (певицей эстрадного оркестра) Валентиной Оршулович (Сергеевой) в составе группы артистов филармонии продолжил колесить по стране. В конце 70-х годов, Евгений и Валентина Оршуловичи перешли из Одесской филармонии в Бюро «Досуг» на должность массовиков-затейников в Одесском парке Культуры и Отдыха».

К сожалению, яркий семейный дуэт был подвержен национальной русской слабости – они злоупотребляли спиртным. Причем, по многим воспоминаниям, Валя пила едва ли не больше своего супруга. Отсюда, наверное, и странные карьерные «прыжки» — вот она «певица эстрадного коллектива», а вот, на пару с мужем развлекает детей и пенсионеров в городском саду… Водоворот 90-х не принес стабильности и покоя в их жизнь: Валя и Евгений погружались в пучину пьянства все сильней.
6 октября 1995 года у Евгения Оршуловича открылось язвенное кровотечение.
Он был доставлен в областную больницу на Слободке, но спасти его медики оказались не в силах, на следующий день он скончался. Похоронили артиста на Северном кладбище в Одессе. За год до смерти, летом 1994 года, вместе с ансамблем «Ланжерон» при поддержке Станислава Ерусланова Владимир Сорокин записал свой финальный оркестровый концерт, а в июне 1995-го года, состоялась запись последней программы анекдотов.
О судьбе Вали Сергеевой ходят противоречивые слухи: по одним данным она умерла через год после смерти мужа, по другим до сих пор живет у родственников где-то в России. Валя Сергеева, фактически, была единственной женщиной-певицей советского андеграунда. Только в конце 80-х робко зазвучал женский вокал в жанре – сначала из-за океана к нам прилетели записи «Любы-Любоньки», позже запели одесситки Вика Чинская, Ирина Малиновская, Катя Дроздовская…
Валя Сергеева долгие годы была некоронованной «Королевой блатной песни» на просторах СССР, жаль только – «Королева» никогда не узнала об этом титуле и не дождалась признания своих «подданных».
Максим Кравчинский, из книги «Песни, запрещенные в СССР»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest