Лучшие альбомы Вилли Токарева
Сказать честно, трудно начинать эту статью по многим причинам… Вилли Иванович Токарев (1934-2019) – человек-легенда, человек-эпоха, человек-жанр, только в его (относительно) официальной дискографии около пятидесяти альбомов, да, есть там и авторские сборники, но… С 1979 по 2018 года он писал и записывал песни для себя и других, издавал пластинки, аудио-кассеты, компакт-диски и DVD(в меньшей степени), пел в маленьких ресторанах и собирал многотысячные стадионы в конце 1980-х по всему тогдашнему Советскому Союзу.
Его песни знали и знают от мала до велика, пусть не любили, не принимали, но точно слышали и слушали. Его песни – веселые, грустные, хулиганские, патриотические, лирические, сатирические, танцевальные, романсы и баллады. Сложно назвать жанры и стили, в которых он бы не поработал, он еще планировал записать (или записал, но не издал) альбом своих инструментальных произведений. Я не собираюсь объять необъятное, но попытаюсь рассказать о некоторых его альбомах, это будет очень субъективное мнение, возможно, в некоторых местах даже ошибочное. Но это маленькая попытка рассказать о важнейших этапах творчества Вилли Токарева.
Не так давно прочитал мнение о том, что Вилли Иванович своими песнями, скажем так, отчасти заполнил пустоту, которая образовалась после смерти Владимира Высоцкого… возможно, мнение довольно-таки спорное, но что-то в этом есть – на все 80-е и 90-е Токарев во многом определил и обозначил суть жанра, который сегодня мы называем «шансон по-русски». Он написал песенную антологию не только жизни эмигрантов третьей волны, но и четвертой тоже – о тех, кто уехал в 1990-х… Как не парадоксально, сам он вернулся и прожил большую творческую жизнь в новой России. Если не ошибаюсь, в одном интервью Вилли так и сказал: «Я живу три жизни».
Поехали…
«А жизнь – она всегда прекрасна», 1979 г.
Дебютная пластинка Вилли Токарева, на тот момент певцу было 45, вышла в США, маэстро сам заработал на ее издание – работал шофером, уборщиком и прочее. Ему понадобилось пять лет, чтобы начать все с нуля – приехал он в Нью-Йорк и был большой перерыв на все, что угодно, но только не на музыку.
Вилли Иванович впоследствии не раз говорил, что пластинка в тот момент не принесла дохода и известности, прежде всего, потому, что это была красиво спетая и сыгранная эстрада, которой все и так наелись в СССР. Эмигрантам нужны были другие песни, другая музыка. Но маэстро всю жизнь считал альбом «А жизнь – она всегда прекрасна» своей лучшей работой, именно по музыкальной составляющей. Красивые песни, распевные, может быть, немного наивные, но очень душевные.
Практически все партии Токарев сыграл сам, помогал ему с гитарой и перкуссией легендарный музыкант из Риги Григорий Димант (1951-2007). Тут был небольшой бартер: в 1978 году Токарев предоставил Диманту аппаратуру для записи альбом «Мои любимые песни», а год спустя в ответ Димант принял участие в работе над пластинкой «А жизнь – она всегда прекрасна».
Всего было выбрано десять песен, одна на английском – для расширения аудитории, но… диск оценят гораздо позже, а тогда вышли LP и MС. А всего альбом выдержал пять официальных изданий с 1979 по 2021 годы. Кстати, сам Вилли Иванович позднее рассказывал, что не гнушался сам развозить альбом по покупателям – жил он тогда еще небогато и надо было элементарно окупать проект.
«В шумном балагане», 1981 г.
После выхода альбома «А жизнь – она всегда прекрасна» проходит два года, но Вилли Токарев не отчаялся… Он понял свои ошибки и промахи, и решил подойти к новым песням с другой стороны – он начинает писать летопись жизнь эмигрантов «третьей» волны, это будет его фишка на протяжении всех последующих лет. А вторая часть песен (да и в последующих альбомах) – это разбитная стилизация под «блатные» и хулиганские песни.
Интересное наблюдение: интеллигент до мозга костей Вилли Токарев никогда не использовал в песнях жаргонизмы (по крайне мере – очень и очень редко), а уже тем более – никакой ненормативной лексики. В этом он остался верен себе на всю жизнь.
Удивительно, но «В шумном балагане» нет НИ ОДНОЙ проходной песни… можно назвать «Песню тракториста» не самым сильным треком, но опять же – это вопрос спорный и дело вкуса.
«Небоскребы, небоскребы» — навсегда стали визитной карточкой музыканта, здесь смешались и эмигрантская тоска, и ироничное отношение к новой родине, и та самая чаплиновская трагедия «маленького человека в большом городе». Нечто подобное спустя какое-то время прозвучит в песне «А над Гудзоном», но это уже совсем другая история….
Вилли Токарев сам создал некий мир ростовских урок и хулиганов, и сам наполнил его героями, которые будут кочевать из альбома в альбом.
С 1981 по 2022 годы альбом «В шумном балагане» переиздавался официально семь раз, пиратских копий сосчитать невозможно.
«Над Гудзоном», 1983 г.
После оглушительного успеха альбома «В шумном балагане» у Вилли Токарева появилась и постоянная работа в ресторане, да и гонорары стали расти, его стали узнавать соседи по Брайтон-бич… И вот спустя два года – это был некий временной шаг у музыканта, выпускать альбомы раз в два года, последовала новая пластинка – «Над Гудзоном». Тематика – жизнь эмигрантов, хулиганские куплеты («Рыбацкая») и приблатненные песенки, которые навсегда войдут в золотой фонд жанра шансона по-русски. И опять – ни одной проходной песни из десяти, НИ ОДНОЙ!!!
На самом деле, Вилли Токарев и стал лицом этого жанра (или стиля, как вам будет угодной), отцом-основателем и паровозом, который помог и остальным эмигрантам пробиваться к своей публике в России. А потом он стал первооткрывателем (наверное, отчасти) того, что блатные песни можно красиво и профессионально аранжировать, чтобы это становилось образцами для подражания на десятилетия и не устаревало с точки зрения музыки, аранжировок и текстов.
«Я – мальчишка седой» и «Журавли» — да, возможно, первая слишком хулиганская и уличная, но то, что вторая – музыкальный шедевр, никто отрицать не будет… Очень необычное построение стиха, которое изобрел сам для себя Вилли Токарев. Сколько потом молодых и начинающих музыкантов учились на этих песнях и этих альбомах – не сосчитать.
Альбом «В шумном балагане» издан на MK, LP и CD с 1983 по 2022 годы выдержал семь изданий.
«Золото!», 1984 г.
В год своего 50-летия Вилли Токарев издает альбом «Золото!», куда вошло двенадцать новых песен, с такими хитами, как – «Гитара с треснувшею декой», «Муж-муженек», «Золото!», «Тетя Хая» — в этой песне он «поставил» музыкальный памятник артисту Борису Сичкину (1922-2002), навсегда и безоговорочно…
Последовало продолжение эмигрантской темы: «Гардеробщик», «Диетпитание», «Радуга» и (ноу-хау от маэстро) – «Бывший нью-йоркский таксист», к этому герою Вилли Иванович потом еще вернется. Песня «Здравствуйте, родные эмигранты», возможно и не стала таким хитом, как «Небоскребы, небоскребы», но тоже кормила автора многие годы. И именно в «Золоте!» Вилли Иванович начал потихоньку отходить от разухабистых уличных стилизаций… все-таки он всегда был и останется замечательным лирическим автором.
«Гитара с треснувшею декой» со временем обрела статус народной… перепело ее множество артистов, во многих сборниках русского шансона ее обозначают, как безымянный тюремный фольклор.
В альбоме «Золото!» Вилли Токарев начинает тесно сотрудничать с Ириной Олой, с которой он позднее приедет на гастроли в СССР в 1989 году. Диск издавался шесть раз с 1984 по 2021 годы – трижды на CD и дважды на виниле.
«Козырная карта», 1986 г.
С альбомом «Козырная карта» довольно-таки странная, как мне кажется, история… диск получился, вроде как, и не плохим, и с количеством сильных композиций все хорошо. Две из них к тому времени уже стали визитными карточками Любы Успенской, которой Вилли Токарев самолично подарил песни – «Еще не поздно» и «Люба-Любонька»… Но так, чтобы альбом прогремел – кажется, не получилось.
Хотя и заглавная песня, и «Человек и собака», и «Берлинская стена», и «Чикаго» — вещи не плохие, но чуть-чуть до настоящих хитов уровня «Шумного балагана» они не дотянули. С другой стороны – невозможно всю жизнь из года в год писать только хиты, рвать публику на части… Иногда же душа может петь и как-то по-другому, более лирично и спокойно. Но все равно Вилли Токарев тут остается верен себе во всем – аранжировках, текстах, тематике и саунде.
В альбоме «Козырная карта» двенадцать композиций, первоначально вышла аудио-кассета, в 1994 выходит компакт-диск – почему был поменян порядок песен. Зачем это сделано – непонятно. В 2019 вышла виниловая пластинка (красного цвета) лимитированным тиражом – 100 экземпляров.
«С днем рождения, милая мама!», 1987 г.
К моменту выхода этой кассеты Вилли Токарев прожил в США тринадцать лет… не секрет, что в те годы эмиграция – это был билет в один конец, обратной дороги не было и быть не могло. Да, можно было позвонить по телефону, написать письмо, передать посылку, но вот лично – нет… А сердце же жаждет встречи, скучает по родным. В этом отношении Вилли Ивановичу повезло – он увидел свою маму вновь в 1989 во время первых своих гастролей. Тогда он о них, наверное, даже не мог мечтать и верить… но пройдет еще всего пару лет и все измениться – тогда эмигранты только присматривались к перестройке, надеялись и верили, как спел сам певец.
А в 1987 году Вилли Иванович выпускает альбом «С днем рождения, милая мама!», которой посвятил большинство песен… здесь только лирические композиции. Очень распевные и красивые, мощными хитами они не стали, но большей части публики они понравились, да и сегодня звучат в эфире радиостанций.
По поводу заглавной композиции «Здравствуйте, товарищи…» — когда засияла звезда Вилли Токарева, то несколько раз и в эмиграции, и в СССР возникали слухи, что певца убили во время бандитских разборок в ресторане. Надо понимать, что 1980-е в США были довольно лихим временем в общем, а на Брайтон-бич в частности… русская мафия делила сферы влияния с более старшими «коллегами». И, да, в русских ресторанах постреливали и не раз… Возможно, что и сам артист частично причастен к этим «уткам» — истину мы уже не узнаем. С другой стороны, есть такое поверье, что о ком вдруг говорили, что он умер – жили они долго и Вилли Иванович яркий тому пример.
Еще в альбоме есть композиция «Эхо войны» — очень красиво и грустно… одна из самых пронзительных вещей мастера.
Альбом выдержал два издания.
«SOS!!!» + «747», 1988 г.
Я умышленно ставлю эти два альбома вместе, потому как они воплощают в себе главное – новые песни Вилли Токарева и на хулиганскую тему, и на тему политической обстановке в России, и главная тема – неожиданно «понаехавший» родни из СССР. Которая в прямом и переносном смысле выдаивала эмигрантов, обирая их буквально до нитки… Называли их тогда «пылесосами», этому и посвящена песня «SOS». На эту же тему примерно в те же годы русская поэтесса и певица Таня Лебединская написала песню «Пылесосы», которую очень сочно исполнил Борис Михайлович Сичкин в дуэте с сестрами Роуз.
Альбомы «SOS!!!» и «747» вышли примерно в одно и тоже время, ну, может быть, с небольшой разницей, их логично считать одним двойным альбомом… между собой они очень перекликаются – и по аранжировкам, и по саунду, и по настроению… Но, как мне кажется, тут и начинается новый виток в творчестве певца, новые времена, новые мечтания, новое настроение. В буквально смысле – у 54-летнего Токарева открылось «второе» дыхание.
Эти пластинки – задокументированная картина того времени… те мысли, события, люди, даже аранжировки, которые в конце 1980-х – начале 1990-х претерпевают свое звучание, в том числе с развитием техники и ее доступностью в СССР. Я имею ввиду, импортной музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, не самопалы «под фирму», которую делал и за которую пострадал тот же Александр Новиков. А полноценной профессиональной…
Отмечу только один шедевр, на мой взгляд, из пластинки «SOS!!!» — это песня «Нищета», я бы поставил в один ряд с такими хитами артиста, как «Журавли», «Гитара с треснувшею декой» и «Я – мальчишка седой».
Оба альбома в период с 1988 по 2021 издавались четыре раза на CD и LP.
«Почему евреи уезжают?», 1992 г.
1989- 1991 – время для Вилли Токарева были очень напряженные и плодотворным, только в первый год он дал около семидесяти концертов по всему Советскому союзу. Артист собирал стадионы по всей стране, как по мановению волшебной палочки – и это было не просто так, артист много лет вольно или невольно готовил почву для этой всенародной любви и узнавания. Он не раз потом сам рассказывал в интервью, как щедро раздавал в ресторане кассеты советским морякам, которые тайком приходили на его концерты в Нью-Йорке. Тут сработал великий постулат шоу-бизнеса: кинь назад, чтобы найти впереди. Как грамотный шоумен и продюсер Вилли Иванович торил себе дорогу в СССР, еще не зная, когда и как он туда вернется… мне кажется, он верил в эту возможность задолго до первых гастролей…
В 1992 году шансонье записывает в свой американской студии довольно интересный альбом – «Почему евреи уезжают?». Это был очень нестабильный и сложный период в России: только что прошел путч 1991 года, магазины пусты и некоторые люди поехали от безнадеги за границу. По сути дела, это и отражено в песнях Токарева того периода. Он продолжает гастролировать по стране, собирая полные залы и тогда у него начинает зреть мысль вернуться в Москву. Он прекрасно понимает разницу количества аудиторий России и США, сравнение не в пользу последних.
В альбом «Почему евреи уезжают?» вошло десять композиций… В 2006 году артист издает CD «Здравствуй, Израиль!», куда войдут и эти композиции, а также новые и старые песни, всего двадцать одна песня. В работе над проектом примет участие и Ирина Ола, о которой я упоминал ранее.
И 1992 год становится для Вилли Токарева началом эпохи авторских сборников, когда в альбом писалось несколько новых песен, а потом добавлялись старые. Возможно, на не понять всю задумку мастера, но в дальнейшем такие проекты будут кормить артиста до последних его дней. Тогда вышли MK «Нью-Йорк – Москва» и «Летят перелетные птицы» — здесь он, практически впервые, запел чужие песни, в том числе советских композиторов… СССР уже не было, а он вдруг возрождает забытую советскую классику. До «Главных песен о главном» оставалось еще почти десять лет…
1994 год…
Да-да, здесь я ставлю не название альбома, точнее – альбомов, а год… он был для Вилли Ивановича Токарева юбилейным – маэстро исполнилось 60. И он в тот год выпустил два номерных альбома: «Россия есть, была и будет» и «Здравствуй, любимая женщина!».
В первый вошли песни социальной направленности… как у акына – что вижу, то и пою. Тут Токарев в очередной раз стал трубадуром эпохи, с которой все прощались – СССР уходил в небытие и многим (наверное, и Вилли Ивановичу тоже) было непонятно, страшно и грустно, что великая эпоха СССРа закончилась. Его это беспокоило и он хотел рассказать об этом слушателю, что он с ним, что он тоже все видит и понимает.
Второй альбом – лирические песенки, даже включил две из времен своей советской молодости – «Мурманчаночка» и «Саночки», их с успехом в 1960-е исполняли звезды советской эстрады.
И в том же году последовали сборники – «Дорогие имена», «Брайтонское танго», «Брызги шампанского» (относительно жанровый альбом) и «Нью-Йорк – Москва».
«Прощай, Нью-Йорк», 1995 г.
В 1995 году Вилли Токарев записывает альбом «Прощай, Нью-Йорк», посвящение городу, которому он отдал 21 год своей жизни… Записывал он его на стадии Дмитрия Соболева в «большом яблоке» (NY), талантливого звукорежиссера, у которого записывались многие певцы-эмигранты… в работе принимало участие несколько музыкантом, в том числе старший сын Вилли Ивановича – Антон Токарев.
Диск по-настоящему токаревский – темы эмиграции, несколько юмористических песенок, широко «раскрыта» тема братвы – пришло их время и шансонье это тонко почувствовал… он вообще как-то всегда схватывал на лету веяние времени, нет-нет, не конъюнктуру, а именно флер, настроение приходящей эпохи, да и уходящей тоже. Он всегда был искренен в своих текстах, не кривил душой, не гнался за модой… просто он так видел.
Этим альбомом он попрощался с городом, который искренне любил, знал, понимал, где стал мега-знаменитым, где у него оставались родные и близкие люди… Он переехал в Москву навсегда и бесповоротно, здесь он женится в последний раз и у него появится двое детей.
Диск издавался дважды – в США и России.
«Слухи», 1996 г.
Этот альбом Вилли Токарев делал сам — программинг, аранжировки, сведение, клавишные… и прочее, и прочее, и прочее.
Скажем честно, это был последний номерной альбом музыканта, вроде как, и неплохо, но вот задора и огня уже не было… ровно, точно, выверено и ожидаемо.
Публика ждала от маэстро новых хитов, хулиганских зажигательных песен, может быть, какой-то сатиры или юмора… а здесь – преобладание лирики, пусть и хорошей, но лирики.
Как это было не печально, но эпоха самого Вилли Токарева, если не закончилась, то дальше шла ровно и спокойно, без каких-либо всплесков и умопомрачительных хитов. Были концерты, новые сборники и работа с инструментальными вещали, песни на стихи Пушкина и Лермонтова… но это было все потом.
Михаил Дюков специально для сайта blatata.com
И немного о виниловых пластинках Вилли Токарева… Дискография будет выглядеть примерно так:
— «А жизнь – она всегда прекрасна» (1979, 2014)
— «В шумном балагане» (1981, 2015, 2021)
— «Над Гудзоном» (1983, 2015, 2022)
— «Детская пластинка» (1987)
— «Над Гудзоном» (1990, фирма «Мелодия») – сборник, тринадцать тиражей
— «Золото!» (1984, 2015)
— «Ах, Сочи, Сочи…» (Русский диск, 1990)
— «Водочка» (Апрелевка, 1993)
— «Козырная карта» (2019)
— «SOS!!!» (2021)
— «747» (2021)
— Вилли Токарев «U.S. Albums Collection ’79-’84» (Россия, 2015) – 4 диска