Юрий Белоусов: “Я хочу, чтобы мои песни услышали люди…”

(интервью для радио «Шансон — Калининград») Юрий Белоусов– автор исполнитель, проживает в Калининграде, записал уже три диска, останавливаться...

Дмитрий Михальцев: У войны атрибут – колючая проволока

Дмитрий Михальцев – автор и исполнитель в жанре шансона, проживает в Нижнем Тагиле. Записал и выпустил альбомы «Запретная...

25 лет альбому Сергея Наговицына «Этап»

25 лет прошло… вообще странно… А до Калининграда альбом Сергея Наговицына «доехал» только в 1998, как раз где-то...

Подпольный винил Руслана Богословского

Честно говоря, и не знаешь, – как писать о Руслане Богословском после того, что уже написал о нём...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

Шансон: Тасуются тузы и короли…

Традиционно 2006 год завершен и традиционно можно посчитать «вершки» и «корешки» жанра, которому никак не могут дать одно,...

Лучшие песни шансона 90-х. Блатные хиты

Продолжаю серию обзоров на тему «Лучшие песни шансона 90-х»… Сегодняшние зарисовки я обозначу, как – «Блатные хиты», это...

Аленушка ждет друзей. Монолог антрепренера о бизнесе и творчестве Виктора Шульмана

"… Вчера были по 5. Но большие…" — вспомнил я с невольной улыбкой, узнав, что буквально через неделю...

Виктор Шульман представляет…

За десятки лет русские американцы привыкли, что кого-бы не представлял импрессарио Виктор Шульман, это будет встреча с настоящим...

Михаил Бурляш: «Шансон – это романс о жизни…»

— Михаил, недавно Вы выпустили альбом «Шансон XX век». Расскажите немного о нём. — Каждый человек путешествует по...

Татьяна Кабанова: «Я получаю удовольствие от тех песен, что я пою…»

— Татьяна, кстати, а как Вас правильно представить? Заслуженная актриса? — Заслуженная артистка. Татьяна Кабанова — Заслуженная артистка...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Алексей Ром: «Петь в ресторане – это как вторая консерватория…»

Алексей Ром – автор и исполнитель из города Минска (Республика Беларусь). В 1999 году на базе столичного центра...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Михаил Дюков: «Не пугайте людей словом «шансон»

Наш собеседник Михаил Дюков – журналист, теле и радиоведущий, одним из первых открыл большой публике поэта, прозаика Николая...

25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»

Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из...

Евгений Любимцев: «Как будет развиваться шансон – сказать сложно…»

— Евгений Борисович, вот уже пятнадцать лет активно занимаетесь творчеством… что сделано на сегодняшний день? –  На сегодняшний...

Борис Берг: «Борис Берг и Юрий Хейфец когда-то были даже не знакомы…»

БЕРГ БОРИС (ХЕЙФЕЦ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ) (р. 31.10.1953 г.) – автор-исполнитель в жанре русского шансона, родился в Свердловске. Окончил...

Анатолий Мезенцев: «Тихорецк мне в Магадане снился…»

Ещё до появления в моей жизни первого магнитофона, которые, кстати сказать, в то время были большим дефицитом, я...

Аркадий Соловейчик: Проходит все, остается только музыка…

Соловейчик Аркадий Яковлевич (р. 02.09.1949 г.) – автор-исполнитель, работает в стиле лирического шансона. Родился и проживает в городе Самара. В школьные и студенческие годы занимался спортом, играл в оркестре народных инструментов. После службы в армии окончил музыкальную школу. Играл в инструментальном ансамбле в кафе и на свадьбах. В 1966 – 1972 годах участвовал в Грушинских фестивалях, городских фестивалях народного творчества. Затем (1973 – 1980) играл и пел в ВИА «Электро» (свои песни — ритм, бас–гитара) в кафе и ресторанах города, до настоящего времени записи этой группы не сохранились. Аркадий Соловейчик написал более 100 песен, часть которых вошла в три альбома. (из книги «Русский шансон: люди, факты и диски) – Аркадий Яковлевич, добрый день, для начала немного расскажите о себе: где, как и почему? — Родился я в городе Самаре (тогда еще Куйбышев).

Как и многие пацаны тогдашних, 60-х годов прошлого века, рос и воспитывался «улицей». Футбол, гитара, двор – первые жизненные ориентиры атрибуты мальчишеской жизни. Волга, необъятная и величавая, Жигулевские горы, быль и мифы о легендарной вольнице Степки Разина – вот что было вокруг. Дом наш, где хозяйкой была бабушка Вера Марковна, всегда был полон людей: родственники, соседи, знакомые. Он притягивал всех радушием, вкусной едой, возможностью выпить и попеть от души. Дед, не зная нот, очень хорошо играл на мандолине — вот под нее-то много и долго пели, и даже танцевали. В такой обстановке нельзя было не запеть. Правда, параллельно был окончен Политехнический институт, служба в Армии, в спорте достиг неплохих результатов — стал мастером спорта по легкой атлетике. Ну, а дальше как у всех — женитьба, рождение дочери, работа и так далее.

– Я знаю, что Вы неоднократно принимали участие в Грушинских фестивалях, можно об этом чуть подробнее?
— Грушинский фестиваль делится для меня на три части: первая – самодеятельная, но, в то же время, искренняя, доверительная, пронизанная добротой и романтикой (примерно до 1980-х годов). Была некая, уже канувшая в Лету атмосфера общения между собой и на сцене. Вторая — «перестроечная», когда музыкальная составляющая резко усложнилась, и тексты песен стали более глобальными и иногда излишне политизированными. Возросли требования и к исполнительскому мастерству. Третья – начало 1990-х годов и по сей день – сплошная коммерция, гигантомания. Подавляющая масса людей имеет слабое представление об истоках и характере авторской песни. Дух общности стал иным – сложно представить себе тлеющие угли костра, шелест листьев и плечо друга в толпе, состоящей из 160000 любителей авторской песни. Рок фестиваль — да, фестиваль «любителей пива» (виски, водки, портвейна) — да. «Грушу» — нет. И, тем не менее, Грушинский фестиваль – это уже и легенда, и отдушина для тысяч людей, это ностальгия по прошедшей молодости, по тем, кто с нами тогда был рядом.

– А Ваша работа в ВИА «Электро», что вам это дало: опыт, песни, впечатления?
— После Армии, в возрасте 24 лет, занятия свои спортом я начал совмещать с музыкой (естественно, не считая работу в «Городских электрических сетях»). С друзьями-коллегами «сколотили» группу из пяти человек (четыре парня и одна девушка). Гитара (ритм, бас, соло), ударные, клавиши – вполне обычный для 1980-х годов состав. Неоценимый опыт ощущения сцены, микрофона, партнера и самое главное – зрители, слушатели. Тогда они еще не были избалованны таким обилием исполнителей песен, что сейчас несколько вредит и самой эстраде и жанру. Выступали, можно сказать, на одном энтузиазме, ни о каких деньгах речи не шло вообще. Пели песни всем известные (Вячеслав Добрынин, Евгений Мартынов, Давид Тухманов) и вот тогда я впервые попробовал спеть с ансамблем одну или две песни собственного сочинения. Запомнилась песня «Кантри», которая впоследствии была аранжирована и сейчас периодически звучит на радио «Шансон».

— Как Вы сами определяете тот жанр, в котором работаете? Что для Вас значит словосочетание «русский шансон»? Что нравится, что не принимаете в этой музыке?
— Я благодарен людям, организаторам и всем тем, кто стоял у истоков создания такого явления на мировых радиоволнах, как русский шансон. Это направление в песне и музыке позволило объединить и поднять на более высокий качественный уровень творчество тысяч талантливых людей. Дало возможность миллионам слушателей иначе взглянуть на российский менталитет. Беря свое начало из самых глубин самодеятельного творчества, русский шансон вместе с народом прошел путь революций, войн, разрухи, коллективизации и перестройки. Явление «русский шансон» давно уже стало жить самостоятельной жизнью, так же как романс, частушка. Более того, мне кажется, что шансон, как более молодое направление, дает импульс и этим ветеранам русской культуры. Сам шансон притягивает, объединяет и замыкает на себе эти жанры, вбирает в себя все самое лучшее, что вообще есть на нашей эстраде. В шансон пришли и есть такие звезды эстрады, как Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, группа «Любе», Валерий Сюткин и другие. На мой взгляд, лучшие представители шансона – Александр Розенбаум, Александр Новиков, Сергей Трофимов, Любовь Успенская и Михаил Шуфутинский — могут сегодня украсить своим присутствием любой эфир. Другое дело, что на волне «все поют, и я смогу» появилось бесконечное количество откровенной «лажи», графоманов и безвкусицы. Нельзя ни в коем случае давать эфир откровенной уголовщине и хамству. Люди, воспевающие тюремную романтику и убеждающие нас, что запах параши самый лучший, сами только приблизительно знакомы с этой жизнью. Одно дело, когда пласт затрагивают Михаил Танич, Иван Кучин, Александр Новиков и Александр Розенбаум, а до них это делал Владимир Высоцкий — сделано это талантливо, совсем другое дело, когда такие песни пишут люди, берущие за основу уличный багаж и черпающие сведения из непонятных источников. Лично для меня, шансон – это песня, за которой стоит конкретный человек, случай, история, которая может заставить человека засмеяться, загрустить или что-то вспомнить личное. Песня, под которую можно и помолчать, и потанцевать, а слова, из которой можно прочесть, как стихи, без музыки и наоборот. – Бытует мнение, что работа в одном жанре не подразумевает под собой наличие музыкального образования, как у Вас обстоит дело с этим? — «Я пою не по нотам, а душой». К сожалению, не помню, кто это сказал. Для того, чтобы сочинять и работать успешно в любом жанре, необходима база — поэтическая, литературная, жизненная. На пустом месте ничего не будет (или будет в районном масштабе). Взять к примеру, Владимира Асмолова, Андрея Макаревича, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, которые не имели музыкального образования, но кто может усомниться в их таланте и бросить камень в их огород? А ведь есть масса музыкантов с высшим музыкальным образованием, и их десятки тысяч, но где они…?! Все индивидуально и везде есть исключения из правил. Но если ты автор стихов и музыки, да еще и исполнитель, естественно, что я выступаю за наличие хотя бы основ музыкальной грамоты, ибо, зная законы построения музыкальной фразы, основы гармонии и теоретически понимая, что такое «интервал» — это, безусловно, плюс. Конечно, наличие музыкального слуха обязательно. Но повторяю, что главное, это природа, талант, общая культура — и тогда можно как Лемешев или Русланова, или как Пикуль в литературе. (Здесь, конечно, необходимо понимать, кто за какую высоту берется.)

– Ваши музыкальные и литературные пристрастия, ориентиры, авторитеты. Есть мнение, что шансон – музыка довольно примитивная, мол, для таксистов и дальнобойщиков…
— В литературе – Борис Пастернак, Сергей Довлатов, Александр Сергеевич Пушкин. В музыке, начиная с юности, группа «Криденс», «Орэро», сейчас Джо Коккер, из классики ближе всех Дмитрий Хворостовский, а в эстраде выделяю Владимира Кузьмина и Александр Буйнова. Что касается шансона, то здесь Высоцкий, Трофимов, Успенская. Насчет того, что в шансоне примитивная музыка. А «Синенький платочек» — здесь насчет сложности как? Кстати, прекрасный музыкант, легендарная фигура Вилли Токарев (с консерваторским образованием) какое-то время работал таксистом (а потом кочегаром) – все относительно. Кто заслуживает большего понимания: шлюха, зарабатывающая на жизнь, что бы прокормить больных родителей и маленькую дочку, или обеспеченная жена бизнесмена, отдающаяся без коммерческого интереса, просто из любви к «искусству»?! Если ты хам и дурак, то кем бы ты ни был, чем бы ни занимался, все равно твоя сущность проявится рано или поздно. А примитивными могут быть и опера в трех действиях, и телевизионный сериал, на который затрачены огромные суммы денег, и результат работы научной лаборатории. Я не делю людей на «хороших» и «плохих» по признаку их национальной принадлежности, профессии, образованию, и на каких автомобилях они ездят (за исключением, когда за рулем очаровательная леди, здесь мои принципы могут дать трещину).

– Расскажите немного о своих альбомах, их вышло уже три, последний «От февраля до февраля» в 2004 году. Знаю, что песен-то написано гораздо больше, какова их судьба и перспектива?
— Я записал три альбома: «Переход», «Моя зима», «От февраля до февраля» в период с 1997 года по 2004 год. В каждом по 15 песен, написанных в разное время. Многие песни сейчас звучат на радио, исполняются на концертах. К сожалению, тираж их штучный, в продаже их пока нет. Думаю, в этом году сделаю пробный тираж порядка полутора тысяч – для продажи. На мой взгляд и по отзывам коллег, слушателей, кое-что из этого имеет право на существование. Посмотрим. Песни там собраны самые разнообразные, но основу составляют песни лирические, с элементами грусти, сарказма, надежды на то, что «все будет хорошо». Я не отношу себя к авторам, которые, сочинив песню, сразу бегут в студию ее записывать. По разным причинам, время выхода песни «в люди» я определяю исходя из многих факторов, начиная с того, какое время года на дворе и какая сумма денег потребуется на ее аранжировку. Но все мои песни имеют для меня особое значение, с каждой меня связывает определенный жизненный этап, невидимые нити, связывающие мою душу и лист бумаги, на который я выплескиваю свои печали и радости, надежду и сомнения. Я не строю наполеоновских планов покорения вершин шансона. Но то, что я пишу — это мое Я, первое или второе не знаю, но истина в том, что это уже стало частью моей жизни. И те песни, которые аранжированы, и те, которые в тетради, дождутся своего времени – или в моем исполнении или будут спеты другими… жизнь долгая.

– Кто-то еще поет Ваши песни, есть какие- то планы на новые диски, может быть, гастроли?
— Поют наши местные исполнители во многих самарских ресторанах, танцевальных вечерах, концертах. Я это не отслеживаю, но знаю. В настоящее время отобрал уже половину песен для нового альбома, даже название наметил: « А ты не верь, что я забыл». Уже началась работа в студии. Что касается гастролей, то здесь есть свои нюансы. Поскольку собственного директора или продюсера у меня нет, то и гастрольного плана тоже. Очень часто выступаю в Самаре и по области. Вот, собственно говоря, и все. Но это пока. Желание и возможности есть, приглашайте, приеду.

– Ваши альбомы отличаются довольно высоким качеством и оригинальностью аранжировок, расскажите немного о тех музыкантах, с которыми Вы работаете в последние годы. Кто эти люди, откуда пришли?
— Все люди, с которыми я работаю в студии и на концертах, профессиональные музыканты, причем очень приличного уровня, все действующие артисты. Это Павел Поляков и Павел Бородин — аранжировщики, чья музыкальная культура, интуиция, талант давно переросли провинциальный уровень. Во многом, благодаря работе с ними, многие мои песни смотрятся в эфире ничуть не хуже столичных композиций. Нам бы еще соответствующую аппаратуру в студию… но мы не ропщем. Я думаю, что музыканты такого уровня не сказали еще своего последнего слова. Еще услышимся.

– Бытует мнение, что для исполнителей, работающих в жанре шансона очень хорошая школа, это выступление в ресторанах и местах заключения, каково Ваше мнение по этому поводу? У Вас, как я знаю, есть такой опыт, что Вы можете об этом рассказать?
— Да, на мой взгляд, это верное мнение. Вы знаете, что бы почувствовать чего ты стоишь как профессионал, нужно попадать в ноты под звон бокалов и под тосты захмелевшей публики. Нужно любить любого зрителя, для которого поешь (но не прогибаться, знать себе цену). Слушателей надо любить и быть им благодарным, за то, что имеешь возможность высказаться, выразить себя — а это дорогого стоит! В свое время, будучи с концертом в одной из зон Самарской области Александр Розенбаум (где и я имел честь выступать) на вопрос руководства зоны: «Какие песни Вы будете петь?», ответил: «Я в тюрьме и в филармонии пою одни и те же песни». Я могу добавить следующее: когда стоишь перед микрофоном, на плацу, под открытым небом, а справа и слева перед тобой в три шеренги стоит 2000 человек в черных робах, ощущение особой ответственности за то, что исполняешь, не покидает. Подстраиваться под слушателя, строить из себя «фигуру» и «звезду» — чревато. Если ты со своими песнями что-то представляешь из себя, то тебя примут, если нет, то почувствуешь сразу. Не всех они принимают.

– Вы выступали и с известными исполнителями жанра, с кем и когда, планируете ли еще?
— Мне довелось за последние годы выступать несколько раз с Михаилом Гулько, Владимиром Асмоловым, Геннадием Жаровым, Вили Токаревым, причем, это были не сборные концерты, а именно «на двоих». Все эти люди, несомненно, озаренные, имеющие свою нишу в нашем жанре. Каждый из них талантлив и индивидуален. Геннадий Жаров – интеллигентнейший человек, кандидат технических наук, умница. Михаил Гулько — дядя Миша, настоящий американец, фляжка «с компотом» (всегда с ним), интервью, концерт, ужин в ресторане. Остроумен, элегантен. Особенно памятны два концерта с Вили Токаревым. Первый – зал 1500 человек, аншлаг – в первом отделении. Волнение зашкаливает, но и я, и мои друзья отработали с огромной ответственностью и желанием. Приняли прекрасно: цветы, автографы, фото на память. Токарев, второе отделение – все на «ура». После концерта за рюмкой «Немировки», Вилли Иванович, наклонившись, сказал: «Ты знаешь, давно так не волновался. Тебя так приняли в первом отделении, что боялся ударить лицом в грязь». Конечно, слышать такое мне было приятно. Вообще, со всеми, с кем выступал и просто знаком, отношения доверительные, дружеские. В планах, безусловно, и дальнейшие совместные выступления. Такая форма концертов мне нравится. Это не так утомительно для зрителя (когда надо слушать одного исполнителя 2-2,5 часа). И внимание не рассеивается, когда исполнителей 5-10 человек. – Ваши планы на ближайшее будущее? — Буду сочинять, пока идеи и рифмы не посещают меня, никого не хочу обременять своим творчеством, навязывать свои песни. Планирую написать еще несколько дуэтных песен (мужчина — женщина). Хотелось бы услышать некоторые свои песни в исполнении Михаила Шуфутинского, Александра Буйнова, Надежды Бабкиной. В планах написание женских песен. Сделаны уже первые шаги по созданию в Самаре «театра шансона». Благо, что у нас для этого есть почти все, а главное помещение и материал. Хотелось бы снять клип (или два) на одну из своих песен. А вообще думаю, что все у нас получится… в конце концов проходит все, а музыка остается…!

— Кроме музыки есть хобби, увлечения?
— Да, есть – это спорт. Я мастер спорта СССР по легкой атлетике. В свое время очень серьезно занимался этим делом. Служил в спортклубе армии в Новосибирске. Сейчас, естественно, другие времена, другие скорости, но стараюсь периодически растрясти застойные явления в организме и появляюсь на беговой дорожке. А вообще мое хобби – это исполнение обязанностей генерального директора одного из Самарских предприятий вот уже 17 лет.

— Что такое счастье для вас, как человека и музыканта?
— В разные периоды жизни представление о счастье разное. Но в основе всего лежат любовь, здоровье, любимое дело. Счастье, если ты никому ничего не должен. Счастье – когда жива мама. Я испытываю особый кайф, если удается найти подходящую рифму и когда слышу аплодисменты в зале. Я на вершине счастья, когда самарским «Крыльям Совета» удается стать «бронзовыми» в чемпионате России по футболу. Но по большому счету, нет ни абсолютно счастливых людей, ни бесповоротно несчастных – это категории временные… Все проходит, остается только музыка. — Спасибо за интервью, удачи Вам, Аркадий Яковлевич, здоровья, удачи и новых песен. — И вам спасибо, и до новых встреч.

Беседовал Михаил Дюков (январь 2005 г.), Калининград – Самара

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest