Дмитрий Хмелев: «В творчестве и в жизни до всего дохожу сам…»

— Сегодня у меня в гостях автор-исполнитель Дмитрий Хмелев. Два слова о себе буквально. — Родился-женился? Родился я...

Виктор Тюменский: Только поборов страх можно чего-то добиться

«Зона-зона, без озона всесезонно, Зона-зона, без резона канитель, Зона-зона, ни к сидельцам, ни к «погонам» Не спешит придти...

Слово об Аркадии Северном и времени

На сегодняшний день поклонники творчества Аркадия Северного прочно и окончательно разделились на два лагеря: 1) Любители, коллекционеры и...

Песни про кошек

Кошки, с их загадочной и нежной природой, оказывают на людей особое влияние. Их грация, ум и независимый характер...

Булат Окуджава: «Песенка, короткая, как жизнь сама…»

Писать о великих мэтрах всегда очень сложно. Во-первых, твое писание должно быть по крайней мере достойно твоего героя....

Рада Рай: «Я ему просто поверила»

Рада Рай – необычное явление российской эстрады. Шансонщики говорят, что она слишком попсовая, попса утверждает, что у неё...

Александр Калецкий: «…я уверен, что рано или поздно я выступлю на Родине»

…В американской газете «Новое русское слово» от 13 февраля 1977 года в заметке, подписанной Т. М. можно было...

«Валерий Коротин….»

Валерию Коротину Он был из тех, кто не просил подачек. Он трудности слезой не умывал. Теперь другие пусть...

Андрей Рублевич: А душа поет так…

Андрей Рублевич, русский шансонье, проживает во Франции с 1975 года, в творчестве достаточно своеобразен и самобытен, он один...

Татьяна Кабанова. В ожидании встречи с Марлен Дитрих

О том, что в Петербурге есть театр «Попугай Флобер», не знает почти никто, хотя имя хозяйки этого театра...

Александр Федорков: «Хорошая музыка не должна оставлять равнодушным…»

ФЕДОРКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (р. 10.09.1963 г.) – музыкант, аранжировщик, исполнитель в жанре русского шансона родился в Москве. Параллельно...

Николай Юрьевич: «Почему бы не быть ментовскому шансону?…»

— Откуда такой псевдоним – Николай Юрьевич? Или это не псевдоним? — Начать нужно с того, что зовут...

Анатолий Полотно: Мне не очень нравится слово «шансон»

Художник, путешественник, певец и автор опусов в жанрах блатной песни и городского романса Анатолий ПОЛОТНО — человек рисковый,...

Виктор Иванов: «Любая клетка, даже если она золотая – все равно это клетка»

«Судьба гнула-гнула – не согнула», так написали как-то про него в одном официальном материале, чтобы деликатно обойти тему...

Папа Радж: Я был начальником и был бандитом я

Несколько лет назад на прилавках аудиомагазинов появился компакт-диск «Ништяк» никому неизвестного исполнителя с экзотическим именем Папа Радж. Альбом...

Ефрем Амирамов: «Все – Так …»

Не знаю почему, но мне хочется называть Ефрема Амирамова одиноким волком русского шансона. Это вырывается чисто интуитивно, когда...

Лучшие альбомы Вилли Токарева

Сказать честно, трудно начинать эту статью по многим причинам… Вилли Иванович Токарев (1934-2019) – человек-легенда, человек-эпоха, человек-жанр, только...

Слово о Северном и времени

            Фестиваль Фрумина – большое дело, да, он коммерческий, а что, должен быть убыточен и в угоду «коллекционерам...

Михаил Бурляш: «Надеяться надо на лучшее – мысль материальна…»

Михаил Бурляш находится в заключение уже не первый год, но это никак не мешает ему писать и издавать...

Андрей Никольский. Будто жизнь сорвалась с вековой сосны…

(Несколько слов об Андрее Никольском, русском барде и поэте) Осенью 1985 года я впервые услышал записи Андрея Никольского...

Михаил Бурляш: «Шансон – это романс о жизни…»

— Михаил, недавно Вы выпустили альбом «Шансон XX век». Расскажите немного о нём.
— Каждый человек путешествует по жизни со своим «чемоданчиком воспоминаний». Если хорошенько покопаться в этом багаже, то можно найти там целый пласт песен, историй, стихов, детских книжек, мелодий под которые мы выросли и повзрослели. В моём «чемоданчике» много бережно хранимых песен, с которыми я иду по жизни – в общем-то, как и многие мои ровесники.
Под эти песни мы влюблялись, женились, разводились… Под эти песни поступали в институты, учились, встречались и расставались, становились взрослее. Эти песни мы пели на шумных застольях, крутили в кассетных плеерах. С ними невозможно расстаться, они засели в голове навсегда. Даже если мы уже не слушаем их так часто, каждый раз, когда из автомагнитолы или радио раздаются знакомые аккорды, где-то глубоко в душе всё равно ёкает, наплывают воспоминания, лица, встречи…
В альбоме «Шансон ХХ века» я собрал песни, под которые выросло и стало взрослым поколение моих ровесников. Захотелось не просто их перепеть, а дополнить, продолжить, развить сюжеты, чуть по-новому взглянуть на их героев – как будто бы они «выросли» вместе с нами. Если кто-то из авторов меня не понял, я прошу за это прощения. Но я сделал этот альбом и считаю, что у меня получилось.

— А что подвигло записать его, по сути дела, Вы первопроходец в этой теме…
— Началось всё почти с анекдота. В каптёрку, где мы репетировали с местными музыкантами, заглянул один осуждённый, старичок совсем, который каждую весну выходит на свободу, а каждую осень садится обратно в тюрьму – обычно за мелкое хулиганство – просто потому что ему негде зимовать. С виду обычный дедок, безобидный, но вот руки у него золотые – считай, ползоны обшивает. Его все зовут – «Дед». Зашел с гитариста мерки снять – тот сильно похудел перед освобождением и попросил ему новые брюки сшить из двух старых. Дед мерки снял, да и остался песни послушать. Слушал-слушал, а после розенбаумовского «Гоп-стопа» вдруг говорит: «А я ведь знаю её, Люську то». Мы говорим, «Какую ещё Люську, Дед?» А он давай рассказывать. Что, мол, песня эта про Люску Питерскую, которая была подругой бандита одного, а потом переметнулась к большому ментовскому начальнику. Бандиты её потом почикали, но она выжила, вышла замуж и уехала в Москву. Мы ему: «Ну, и горазд ты байки рассказывать, Дед». А он чуть не крестится: «Вот этими самыми руками мерки снимал и с талии, и с груди! Знаете, какая грудь у ней? Сто шесть сантиметров!»
В общем, смех смехом, но после этого случая я задумался, а что было дальше с героями песен, которые уже давно стали классикой шансона? Действительно ли выжила эта «сука подколодная» из «Гоп-стопа»? Освободился ли герой «Владимирского централа»? Где теперь Вова Муха, воспетый «Лесоповалом»? Мучает ли совесть вертухая, убившего «Человека в телогрейке»? Ну и так далее. Нежелание расставаться с этими героями, с любимыми песнями и с ускользающей юностью и стало основой, зацементировавшей альбом «Шансон XX века».

— С кем-то из авторов пообщались после выхода этой пластинки? Была какая-то реакция?
— Закончив работу, я известил всех авторов, чьи контакты смог найти, о том, что выпустил альбом каверов. Отозвался только Григорий Гладков, автор народного хита «Поспели вишни в саду у дядя Вани». Мы с ним очень плодотворно пообщались. На кавер-версию своей песни он отреагировал с юмором и даже предложил спеть ещё несколько песен на его стихи, поскольку у него накопилось много интересного песенного материала. Пока не знаю, сложится ли у нас творческий тандем, поскольку судьба моя, как вы понимаете, ещё не сошла с пути испытаний.

— Пару лет назад вы издали книгу стихов, что-то ещё будете выпускать?
— Да, сейчас идёт работа над новым сборником, который будет называться «Девушка-огонь». В книгу войдут рассказы, написанные за последние три года, и некоторые избранные стихи. Тематика сборника будет в основном лирическая, но и «жесткой мужской прозе», как некоторые читатели называют рассказы про тюремную жизнь, там найдётся место. Сам бы я никогда не потянул издание книги, но, слава Богу, на воле есть друзья и верные помощники, которые поддерживают мои творческие порывы и помогают придать им конкретную форму диска или книги. Я надеюсь, что сборник «Девушка-огонь» выйдет из печати в феврале 2014года, как раз ко дню влюблённых.

— Вы начали петь и записываться в зрелом возрасте… Что навеяло, что, может быть, вдохновило?
— В том, что я вдруг начал петь, не обошлось без мистики. Однажды, года три назад, мне приснился сон, как будто я сижу у костра и пеку картошку. Вокруг ночь, тишина, лес, только ветки в костре потрескивают и искры в чёрное небо летят. И вдруг из темноты выходит мужчина лет тридцати, с очень знакомым лицом и подходит к костру погреться. Посидел рядом, помолчал. А потом поднялся, собрался уходить и вдруг вернулся…с гитарой. Протянул её мне молча, кивнул с улыбкой и ушёл. Помню, я сразу начал что-то наигрывать на этой гитаре и даже проснувшись, ещё какое-то время перебирал пальцами.
За день сон почти забылся, однако ближе к вечеру ко мне заглянул один приятель, музыкант, не особо близкий, просто знакомый. В руках у него была гитара. Оказалось, что он на днях освобождается, и перед освобождением вдруг решил подарить свою гитару мне… Тут я и сон вспомнил, и мужчину из него узнал. Это был Михаил Танич! Не такой, каким мы его помним по временам «Лесоповала», а молодой, гораздо моложе. Вспомнил я сон и подумал, а почему бы и нет? Тем более, что стихи я писал давно, просто никогда раньше не рассматривал их как потенциальные песни. Взял одно из своих любимых стихотворений «Девочка-весна» и спел его. И понеслось…

— Не секрет, что Вы в местах лишения свободы, как находите время на песни, на записи? Какое там отношение к Вашему творчеству?
— Отношение к творчеству неоднозначное. Своё творчество я здесь особо не рекламирую. Кому интересно и кому нравится, то, что я делаю, те сами находят себя как слушателей. Насчёт времени – его катастрофически не хватает, выкраиваю, как ткань на заплатки. Жёсткий распорядок закрытого заведения – подъем, проверка, отбой, другие режимные мероприятия – всё это накладывает свой отпечаток на возможность работать… Но, как говорят, кто хочет – тот ищет возможности.

— На что тюрьма заставила взглянуть по-новому, какой урок Вы уже извлекли из всего этого?
— Тюрьма заставляет взглянуть по-новому на всё абсолютно. Но главные потрясения лежат в сфере человеческих отношений. Замкнутое пространство тюрьмы – это государство в государстве, затерянный мир, в котором человеческие отношения обостряются сильнее, чем где бы то ни было. Любой человек, попавший сюда, виден как на ладони, каким бы скрытным и хитрым он не был. После пятнадцати лет в тюрьме, перекинувшись лишь двумя-тремя фразами, без рентгена вижу, что представляет из себя человек, что у него в карманах и какие камни за пазухой.
Ну, а об уроках пока умолчу. Раз я до сих пор здесь, значит уроки ещё не закончились.

— Как Вы сами определяете слово «шансон» в России? Что для Вас это за направление?
— Шансон – многогранное понятие; такое же многогранное, как дискотечный шарик из тысячи зеркальных кусочков. Практически любой слушатель может найти что-то по душе. И блатняк и стилизации под народные песни и стиль «кабаре», в котором, например, поёт Ирина Богушевская – это всё шансон, хотя стили сильно разнятся между собой… Несмотря на всё разнообразие у всех направлений шансона есть нечто общее – искренность, отсутствие фальши и надуманности. О чём бы не пел исполнитель – его песня должна брать за душу.
Я свое видение шансона выражаю в своем творчестве. Для меня, это прежде всего, современный романс, в котором есть место и возвышенной лирике, и романтике неволи, и простым человеческим чувствам.

— Традиционный вопрос – планы на будущее?
— Ближайшие полгода планирую посвятить работе над новым альбомом, который наверняка вам понравится. В альбом войдут лирические песни, которых накопилось уже столько, что из них можно устроить музыкальный нон-стоп марафон на целую ночь.

— Что бы Вы пожелали своим потенциальным слушателям и читателям этого интервью?
— Во-первых, радости, счастья и реального человеческого удовольствия от чтения этого интервью и вообще от жизни. А во-вторых, хочу пожелать всем слушателям – не спешите делать выводов о моём творчестве по одной песне. Послушайте как минимум ещё одну. Я разный. И я по настоящему рад каждому слушателю, который понимает, что за моими песнями стоит Жизнь.

Беседовал Михаил Дюков, специально для сайта «Классика русского шансона»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest