Булат Окуджава: «Песенка, короткая, как жизнь сама…»

Писать о великих мэтрах всегда очень сложно. Во-первых, твое писание должно быть по крайней мере достойно твоего героя....

Михаил Бурляш: «Шансон – это романс о жизни…»

— Михаил, недавно Вы выпустили альбом «Шансон XX век». Расскажите немного о нём. — Каждый человек путешествует по...

Аркадий Северный. Он был человек необыкновенный

Аркадий Северный. В середине 70-х годов несколько лет его такой короткой жизни прошли рядом с семьей Калятиных: Дмитрием...

Вилли Токарев: “Я верю в Бога, а не в приметы”

Вилли Токарев — человек слова, всегда выполняет то, что обещал. Обещал исполнить еще раз по просьбе зала свой...

Татьяна Кабанова. В ожидании встречи с Марлен Дитрих

О том, что в Петербурге есть театр «Попугай Флобер», не знает почти никто, хотя имя хозяйки этого театра...

Юрий Куплетный. Мне всё ж роднее тот мотив за Kiss Of Fire

Безусловно, что в сегодняшнем блатном жанре существует острый дефицит исполнителей одесских песен. Интересный, колоритный пласт жанра постепенно оскудевает....

Виталий Кочетков: «Творчество повышает и укрепляет либидо к жизни…»

— Виталий, пролетел почти год с выхода твоего альбома и вот ты уже выпускаешь новый… О чем он?...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Папа Радж: Я был начальником и был бандитом я

Несколько лет назад на прилавках аудиомагазинов появился компакт-диск «Ништяк» никому неизвестного исполнителя с экзотическим именем Папа Радж. Альбом...

Майя Розова – «Арбат», «Балалайка», «Садко», далее – жизнь…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что ему удалось найти адрес Майи Розовой, легендарной русской певицы, ныне...

25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»

Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из...

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

Алексей Краев: Я просто сочиняю и пою песни…

Имя питерского шансонье Алексея Леонидовича Краева известно уже многим и по его работе в ресторанах города, и по...

Александр Волокитин: «Я записал семь тысяч песен»

Русский шансон подошёл к ХХ1 веку, ветвисто развиваясь по разным направлениям. У одних сложилось мнение, что он сводится...

Шансон: Ах, эта песня жигана..!

чё ты гонишь, мусор, шнягу не по делу, чё ты паришь мне про нары и конвой… Есть такие,...

Отдайте мне пальто и шляпу… или Аннушка уже пролила масло… Размышления о русском шансоне

Русский Шансон. Он же — Тяни — толкай. Потому, что «шансон» в переводе с французского — песня. Само...

Александр Немецъ: Людям смотрю в лица

Кто не знает Александра Немца? Да многие не знают! По крайней мере лично. Слышали, да не видели. Он...

Аленушка ждет друзей. Монолог антрепренера о бизнесе и творчестве Виктора Шульмана

"… Вчера были по 5. Но большие…" — вспомнил я с невольной улыбкой, узнав, что буквально через неделю...

Влад Зерницкий: «В Израиле шансон начался с религиозной радиостанции»

ЗЕРНИЦКИЙ ВЛАД (р. 15.04.1963 г.) – автор и исполнитель в жанре русского шансона родился и вырос в городе...

Михаил Шелег: «Шансон – это уже явление культуры…»

Михаил Шелег, русский шансонье, проживает в Москве, первые альбомы записал на студии Стаса Ерусланова. Его песня «По Садовому...

Борис Рубашкин – засланный казачок

«И ни сколько мы с тобой не постарели, Только волосы немного побелели, Отшумят и отпоют свое метели, Снова будет, будет звон капели…» «Ностальгия» Цыганская песня Судьба этого артиста закручена похлеще иного детектива. Я вспоминаю далекий теперь 1988 год, когда Борис Рубашкин первым из запрещенных певцов приехал с гастролями в Москву. Столпотворение у Театра Эстрады на Берсеневской набережной, тысячи людей в очереди за билетом, но при этом все как-то предпразднично возбуждены, нет ни криков, ни ругани и это, не смотря на зимние холода. Я простоял в стройных рядах его поклонников часов восемь и попал на концерт.

Конечно, был аншлаг, и даже репертуар, слегка сглаженный, еще советской цензурой принимался на «ура». Главное – на сцене стоял Рубашкин, а аккомпанировал ему оркестр под управлением Петра Худякова, тоже легендарного музыканта «второй волны», ныне живущего в Австрии и возглавляющего один из осколков великого Хора Донских Козаков Сергея Жарова. После концерта толпа поменьше ждала маэстро у служебного входа, и я был среди них. Борис Семенович в богатой шубе, с седой бородой с удовольствием подписывал программки и фотографировался с нами. Через несколько месяцев фирма «Мелодия» выпустила виниловый диск «Борис Рубашкин в Москве», который в столице я так и не нашел, а купил где-то в провинции под удивленный взгляд продавщицы. Она не знала кто это! В конце 80-х про «первого певца — эмигранта» много писали в прессе, он снялся в нескольких фильмах, были гастрольные планы, но что-то не понравилось маэстро в организации, кто-то где-то нарушил его права и с тех пор с большими гастролями он к нам не приезжал.

Теперь певец живет в Зальцбурге, в роскошном доме, с русской женой и юной дочкой. Или пишет мемуары в своем итальянском особняке с видом на море. Мог ли предполагать молодой инкассатор из Болгарии как сложится его жизнь? Вряд ли. Отец будущей звезды бежал от советской власти 17-летним юношей после убийства большевиками старшего брата. Оказался в Турции, потом в Болгарии, где женился на местной девушке. В 1932 году в семье Семена Чернорубашкина родился сын Борис. Мальчик с детства увлекался музыкой, танцами, посещал хореографический кружок. В семье не забывали про русские корни: говорили на родном языке, пели песни. «Моим коллективным учителем стала белогвардейская эмиграция» — будет позже вспоминать певец. Первой взрослой работой юноши было ходить по магазинам и собирать дневную выручку – проще говоря, он стал инкассатором. В один из дней, возвращаясь с работы, Боря Чернорубашкин увидел объявление о конкурсе для работы в танцевальном ансамбле МВД Болгарии. Конечно, он был принят и уже два года спустя стал солистом. Параллельно началась учеба в экономическом институте. И тут мы встречаем чисто «совковое» проявление зависти: в ансамбле не нравилось, что он готовит себе иную карьеру, а в ВУЗе танцора упрекали в чрезмерных заработках. Борис плюнул на все и поехал доучиваться в Прагу.

В 1962 году он закончил институт, срок учебной визы также истекал, в Болгарию возвращаться не хотелось и тогда он вместе со своей первой женой осмеливается на крайне опасное предприятие: бежать на Запад, в Австрию. В Праге, помимо танцев, Чернорубашкин зарабатывал на жизнь мойкой машин в болгарском представительстве. Многие посольские в те годы ездили в Западную Европу покупали там ширпотреб и перепродавали его в странах соцлагеря. Один из них предложил Борису сопровождать его в Вену в качестве водителя и выправил документ, по которому тот являлся шофером посольства, а также помог через свои связи в Югославии сделать визу жене. В Австрии супруги сразу пришли в полицию и заявили о побеге из советской Болгарии. Первое время будущий певец работал простым рабочим на заводе, а в свободное время приходил в кафе поиграть в шахматы. Однажды, проигрывая, Борис выругался по-болгарски. Оказалось, что его партнер тоже болгарин, выгодно женившийся на богатой австрийской даме. Новый знакомый пригласил в шикарный ресторан «Жар-птица» выпить водки и показать, как он поет. Борис стал подпевать ему, потом сам спел песню с ресторанным оркестром. Публика зааплодировала, вышел хозяин ресторана, послушал и… предложил работу. Во время работы в «Жар-птице» у исполнителя произошло несколько счастливых встреч, сыгравших важную роль в будущей жизни. Здесь на него обратила внимание профессор из консерватории, и он стал у нее учиться, здесь же он встретил человека, предложившего ему контракт на 4 первых пластинки.

В 1967 году артист выиграл конкурс на должность баритона в Зальцбургской опере и закончил выступления в ресторане. Во время работы в Вене Бориса Чернорубашкина завербовали американские спецслужбы. Впрочем, завербовали, не то слово, он и сам был готов бороться с коммунистическим режимом, а потому, и рассказал все, что узнал за время работы в болгарском посольстве в Праге. Толку для разведки от певца было немного, и вскоре, его оставили в покое. Однако, после переезда в Зальцбург контактов с оперной звездой стали искать уже советские спецслужбы. В одном из интервью Борис Семенович описывал эти события так: «Обо мне в Советском Союзе уже знали, хотя сам я о том, что мои песни в России слушают и переписывают «на ребра», ничего долго не подозревал. И, конечно, удивлялся, что люди из советского консульства так ищут со мной контактов. Они приглашали меня на все свои праздники. Звали: «Пойдем, Борис, выпьем пива». Я сразу – две тысячи шиллингов в карман, потому что знал: они поужинают, выпьют, и – Борис, плати! И я им говорил: «Я так рад, что ради меня в Зальцбурге открыли советское консульство!» С началом сольной карьеры фамилия Чернорубашкин сократилась до Рубашкин — так было выгодней с коммерческой точки зрения, ведь для западного уха его настоящая фамилия слишком сложная.

В 70-е годы, по заказу одного французского издателя, Рубашкин написал музыку и поставил на сцене знаменитый танец «Казачок», сделавший его миллионером. Пластинки с различными варианта «Казачка» были и «золотыми», и «платиновыми» и, наверное, «бриллиантовыми».

В 2002 году Борис Семенович отпраздновал 70-летний юбилей. Президенты Австрии и Болгарии наградили его орденами за огромный вклад в культуру, а российский министр культуры прислал …почетную грамоту. Уникальная судьба: начать карьеру певца в 35 лет, выступать в лучших театрах, объехать с гастролями весь мир, записать десятки альбомов… После смерти легендарного руководителя Казачьего Хора Сергея Жарова Рубашкину предлагали возглавить знаменитый коллектив. Но он отказался: не сошлись в цене контракта, да и годы уже не те. «Мне никогда и не снилось, что я проживу такую жизнь» — любит повторять почетный гражданин Зальцбурга, сын русского казака и звезда мировой сцены Борис Рубашкин.

Фрагмент из книги «От Вертинского до Шуфутинского» (эстрада русского зарубежья в очерках, рассказах, интервью)
© Максим Кравчинский

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest