Росписной, Блат, Кобяков. Судьбы и песни поющих заключенных

Истинный поэт или музыкант – это всегда голос времени, в котором он рождён, голос народа, среди которого он...

Виктор Тюменский: Только поборов страх можно чего-то добиться

«Зона-зона, без озона всесезонно, Зона-зона, без резона канитель, Зона-зона, ни к сидельцам, ни к «погонам» Не спешит придти...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Возвращение Кости Беляева

Вот уже не один десяток лет его незабываемый голос радует любителей веселых и озорных одесских песен. Иногда хулиганских,...

Александр Волокитин: «Я записал семь тысяч песен»

Русский шансон подошёл к ХХ1 веку, ветвисто развиваясь по разным направлениям. У одних сложилось мнение, что он сводится...

Альберт Лобов: «Мои песни – невыдуманные истории»

ЛОБОВ АЛЬБЕРТ (р. 06.09.1971 г.) – автор-исполнитель, спортсмен родился в поселке Лёвиха, Свердловской области. В 1986 году закончил...

Александр Заборский – человек, которого ждали или Мне не дадут звезду Героя…

Вот и случился незаметный, но очень и важный юбилей в жанре русского шансона – Александру Петровичу Заборскому (Забору...

Михаил Иноземцев о встречах со Стасом Еруслановым в Одессе и Питере

ЗНАКОМСТВО Апрель 1994 год. От питерского коллекционера Юрия Латышева, с помощью которого я постоянно пополнял свою фонотеку, узнаю,...

Увидим ли мы фильмы о кумирах Жанра шансон?

Есть у меня большой приятель, Витя Невежин. Режиссёр-документалист, один из немногих который снимал и продолжает снимать всё, что...

Андрей Никольский. Будто жизнь сорвалась с вековой сосны…

(Несколько слов об Андрее Никольском, русском барде и поэте) Осенью 1985 года я впервые услышал записи Андрея Никольского...

Песни про собак

Собаки всегда были и остаются одними из самых преданных друзей человека. Они непосредственно соединяются с нашими эмоциями и...

О Владимире Высоцком. Мы писали кровью сердца, а они бормотали что-то насчет больной печени…

Владимир Высоцкий. Имя, излучающее глобальность, эпохальность, неукротимую силу… С одной стороны, потому что этот человек сам был явлением...

Анатолий Тукиш: «Ощущаю себя где-то между тридцатью и сорока»

21 марта — день особый, день весеннего равноденствия. Это, когда день сравнивается с ночью по времени. На этот...

Михаил Дюков: «Читатель сам решит, где алмазы, а где каштаны…»

(о новой книге и о современном шансоне) — Михаил, название книги…… и изначально оно таким было или были...

10 лучших альбомов Ивана Кучина

В 2023 году исполняется 38 лет с того момента, как Иван Кучин написал свою первую песню, как рассказывал...

Геннадий Норд: Мысли мчат сквозь пургу…

Мне уже доводилось писать о Геннадии Норде, одном из исполнителей, работающем в жанре «шансона». Пусть не коробит любителей...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Аркадий Соловейчик: Проходит все, остается только музыка…

Соловейчик Аркадий Яковлевич (р. 02.09.1949 г.) – автор-исполнитель, работает в стиле лирического шансона. Родился и проживает в городе...

Михаил Дюков: «Не пугайте людей словом «шансон»

Наш собеседник Михаил Дюков – журналист, теле и радиоведущий, одним из первых открыл большой публике поэта, прозаика Николая...

Владимир Шандриков. Человек – творение штучное

(О Владимире Шандрикове, его жизни и творчестве) «А правда, что Шандриков жив? Если — да, то почему ничего...

Жека: «Шансон – это честный жанр…»

— Расскажи, какой концерт запомнился тебе на всю жизнь?
— Тут надо разделить, что есть концерты-«солянки», когда работаешь с друзьями, там тусовка, непринужденная атмосфера, а есть сольные концерты. Что касается последних, то тут за счет обаяния и известности коллег не проедешься. Сколько стоишь ты по этой жизни, как автор и исполнитель, столько и народу в зале собрал. Никакие дутые рейтинги и продажи тебе не помогут. Для меня очень важны те ежегодные концерты, которые я провожу у себя на родине в Кургане, в этом году уже будет третий такой концерт. Прошлогодний концерт в Кургане прошел очень хорошо. А самым запоминающимся был, наверное, мой первый выход на московскую сцену, это был концерт памяти Сергея Наговицына в ДК «Меридиан» в конце 2001го года. Во время этого концерта я познакомился со многими своими коллегами по шансоновому цеху, с которыми дружу и общаюсь до сих пор.

— Немного не о концертах, что происходит между ними: в быту, в поездках, в жизни? Как отдыхаешь?
— Традиционный вид отдыха – на диване с книгой, под боком лежит кот и все. Это оправдано, когда все остальное время находишься в движении: гастроли, поездки, подготовка концертов и записей, переговоры, – суета. А тут, семья рядом, я на диване, сын играет в соседней комнате на гитаре, все хорошо. Думаю, что даже бездумный просмотр телевизора, тоже является способом восстановления сил.

— Много людей в жанре «шансона» любят рыбалку…
— Я не фанат рыбалки, так уж исторически сложилось, что многие люди ездят на рыбалку, чтобы там, на красотах природы, заправиться горячительными напитками, бурно отдохнуть. Да, в этом есть определенная польза, есть элемент расслабления мозгов, ну, и определенный кураж, ведь улов для рыбака и есть главная цель поездки. У меня редко получается съездить на рыбалку.

— Бытует такое мнение, что для артистов сцена, это своего рода наркотик.
— Да, есть определенный адреналин, когда выплескиваешь в зал свою энергию и получаешь ответную отдачу, тогда и концерт получается, и кураж есть. Согнать со сцены человека, который испытал это ощущение, очень тяжело. Да, это наркотик, после употребления которого хочется еще большего, более масштабных мероприятий, больше работать.

— Не хочется иногда послать все эти концерты и гастроли?
— Бывает и такое, когда уставший приезжаешь издалека, дашь два-три-четыре концерта, возвращаешься домой выжатым. Но проходит какое-то время, опять тянет в дорогу, опять тянет на сцену, хочется движения.

— Евгений, что для тебя успех, как мужчины, артиста и просто человека?
-Успех мужчины, неразрывно связан с его профессиональными достижениями. Для меня это, наверное, прежде всего востребованность, заинтересованность моим творчеством, моими песнями. Желание иметь своего слушателя, общаться с ним, видеть его на своих концертах.

— Говорят, что шоу-бизнес, это то место, где царят волчьи законы, а ты при всем этом занимаешься не только своим творчеством, но еще и помогаешь другим. Пишешь песни не только для себя, но и своим коллегам по шансонному цеху, то есть не только сам идешь вперед, но и за собой кого-то ведешь, активно сотрудничаешь. Человек человеку волк или все же человек?
— Если у меня есть возможность где-то кого-то показать или сделать какой-то музыкальный проект и пригласить туда друзей, которые мне близки по духу, близки в творческом плане, то почему бы и нет? Я считаю, мы должны друг другу помогать, поддерживать друг друга, и по-жизни, и в творчестве. Человек человеку не может быть волком, это не так.

— Говорят, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, записать восемь дисков….
— Почему именно восемь (смеется)? Это уж у кого как получиться, дело-то не в количестве альбомов, всем отмеряно по-разному, каждому свой отрезок жизненного пути. Надо просто в этой жизни делать то, что у нас лучше получается, хотелось сделать больше, но не все от нас зависит. Жизнь артиста значительно короче его физической жизни на этой земле. Делай, что надо и будь что будет.
Так уж получается, что любого мужика, около сорока, накрывает кризис, среднего возраста. Я этот рубеж перешёл. Расстраивался, переживал, не мог толком работать, но, тем не менее, записал альбом «Минус сорок с ветерком». Теперь понимаю, что все только начинается, возраст это просто цифры, по-прежнему идут гастроли, рождаются новые песни. 40 лет-полёт нормальный.

— Рецепт от автора и исполнителя Жеки: как стать успешным в жанре?
— Надо написать несколько хороших песен, спеть их в нужное время, нужный час, да ещё и в нужном месте. А так же понимать, что любой жизненный этап, даже самый не удачный, это ступенька вверх. Необходимо работать, не опускать руки ни в коем случае.

— Как-то ты сказал, что жанр шансона образовался и живет на стыке жанров, скажем так – на изломе. Почему же он так любим в народе? Несмотря на то, что ругают и особо эфиров не дают, он продолжает развиваться, народа в него тянется все больше и больше: рокеры и попсовики бросают все и бегут в шансон.
— Я думаю, что жанр шансона более честен, чем другие направления в музыке. Почему так? Потому что без бешеных ротаций и реклам, без клипов по телевидению, люди узнают о тебе по- схеме сарафанного радио, путем звучания у друга в машине. Диски и кассеты с жанровыми песнями по-прежнему переписываются в России друг у друга, только личные предпочтения слушателя являются мерой известности и популярности артиста. В шансоне песня сама себя и раскручивает. Написал ты песню, если нравятся твоя голосовая и эмоциональная подача текста с определенным смыслом, значит, она и будет звучать. Это уникальное явление свойственное в, основном, только шансону. В этом, отчасти, и успех нашего жанра.

— У тебя довольно много песен про таксистов, сам ты не таксовал никогда? И еще, есть такое пренебрежительное мнение, что шансон, это песни только для таксистов, для работяг и простых ребят. Откуда у тебя эта тема берется и всегда она звучит по-разному.
— Сам я не таксовал, а просто вижу труд этих людей, внутренне представляю, что такое – смену откружить за баранкой автомобиля. Просто влезаешь в шкуру своего персонажа, пытаешься думать и чувствовать, как он, какие у него заботы, какие у него проблемы, отсюда и рождаются такие песни. Почему он таксист, например, а не летчик или космонавт. С таксистами я общаюсь постоянно, часто езжу туда-сюда, иногда узнают, иногда – нет. Я стараюсь не светиться, у них своя работа, у меня – своя. А по поводу того, что шансон для простых людей – не вижу в этом ничего плохого, не всем же фанатеть от оперной музыки.

— Расскажи немного о своем крайнем, на сегодня, альбоме «Минус сорок с ветерком», свои мысли и чувства к тому, что получилось. Скажем так: что хотелось и что получилось?
— Для меня это знаковая работа, работал почти год: первые песни записал в январе, а последние записывал уже в декабре. Как-то так само определилось, что этот альбом посвящен человеку, погружённому в «кризис среднего возраста. Была написана песня «Минус сорок с ветерком», а потом оказалось, что и мне сорок лет, да и вообще – русский человек в своей ментальности что-то в этой цифре находит. И сорок градусов мороз, как в песне, и сорок лет было Жеке, и он переживал по этому поводу, опять же, сорок градусов в нашей любимой русской водке, которой эти переживания можно лечить. Аналогий много. Песни поставлены в альбом таким образом, что каждая в какой-то мере затрагивает эту тему. Когда я закончил эту работу, то понял, что сам этот кризис пережил, все прошло, нужно двигаться дальше.

— Ты так много говоришь о кризисе среднего возраста, а альбом достаточно веселый и оптимистичный местами…
— Да (смеется)….

— Сама песня «Минус сорок» — она вообще в каком-то новом стиле, что-то в тебе изменилось и ты нашел какую-то свежую ноту, некий новый стиль и ритм в отличие от того, что Жека делал до сорока.
-Это всего то эксперименты с аранжировкой. Ну, вот так я её услышал. Вообще, как человек и как мужчина, я не имею привычки жаловаться на то, что происходит в жизни грустного и нехорошего. Грех жаловаться, потому как, тьфу-тьфу, в основном всё не плохо складывается. На пластинке есть грустные вещи, но это фон к тому, что было внутри, у меня хватило сил и здравого смысла пережить это с иронией.

— Немного о грустных нотах… ты сам сказал, что одна из самых любимых песен в этом альбоме, это песня «Журавли». На самом деле тема очень избитая в жанре, наверное, только ленивый не написал на эту тему, об этих птицах. Что навеяло?
— Все получилось случайно. Лежал дома на диване, перечитывал Есенина. Бывают моменты, когда хочется почитать классику: Есенина, Пастернака, Мандельштама, Сашу Черного. Энергетика их строк, слогов и рифм толкает меня, на свои мысли и чувства.
И тут так же, строчка за строчкой потянулись, возникла песня. Да, тема журавлей вроде как избита очень, есть много хороших народных песен на эту тему. Будем считать, что у меня своя версия «Журавлей», свое прочтение.

— Буквально пара слов о песне «Трескоеды, трескоедки», она такая заметная и яркая. И вообще, потихоньку, у тебя в альбомах начинает складываться некая география страны. Есть о Москве, о Байкале…
— О Кургане…

— Да, а вот теперь и об Архангельске. Как она родилась?
— Мы сидели с моими архангельскими друзьями в ресторане, в котором проходила какая-то презентация. Там был показ мод, старичок- искусствовед рассказывал о прошлом Архангельска Тогда я впервые услышал, что архангелогородцев называют «трескоедами». Я заинтересовался, откуда пошло это название. Все, разумеется, говорят по-разному, у каждого своя «правильная и единственная» версия этого дела. По одной версии, из позапрошлого века это пришло, когда жители засаливали каким-то там особым способом треску. Другие говорят, что во время Гражданской войны архангелогородцы за одну ночь разворовали баржу с мороженой треской, которая была стратегическим запасом Антанты. Баржа пришла в порт, чтобы кормить английских моряков, а местные жители ночью, несмотря на охрану, растащили всю рыбу.
Вот с тех пор их весело и называют «трескоедами» и «трескоедками». Поняв, что это тот крючок, который может послужить написанию песни, я и своим друзьям сказал, что напишу песню с таким названием. В течение года слова и идею в голове прокручивал, а потом осуществил. В Архангельске эта песня стала бешено популярной.

— Ты все же по своей сути поющий поэт, автор-исполнитель. Нет такой идеи, издать книгу стихов?
— Предложения уже такие были, но самому пока этим особо не хочется заниматься. И напомню, что это все же тексты песен, а не стихи. Стихи – это то, что читается глазами. А тексты, это все же материл для прослушивания. Поэтому, если найдутся люди, которые возьмут это дело в свои руки, то я буду не против, но объективно – я все же не поэт, а автор-исполнитель, и этим все сказано.

— Некоторые твои коллеги по цеху шансона уже написали мемуары. Есть соблазн?..
— Соблазн есть, но ссориться ни с кем не хочу. У каждого имеются свои достоинства и недостатки. Сам не без греха. А кому интересны беззубые мемуары? У меня есть заметки, зарубки, но вряд ли когда-то это выльется в книгу, не вижу в том необходимости. Разве что в глубокой старости нацарапаю что-нибудь. А пока у меня есть другие задачи и задумки, вот ими и занимаюсь.

— Планы на ближайшие полгода-год…
— Планы?.. В ближайшее время я начинаю писать материал для нового альбома, буду посещать студию, пока в целом я не вижу концепции, пока не начал работу над аранжировками песен. Думаю, что это будет нечто шансонно – рок-н-ролльное, сто-то веселое. Не хотелось бы зацикливаться на одной тематике, хочется что-то поменять, поэкспериментировать. Не знаю, что получится, начну работать в студии, тогда и начнёт что-то проясняться. Обычно аппетит приходит во время еды, когда записано несколько песен, тогда и определяется стилистика всей работы в целом. Становится понятно, в какую сторону иду. А пока понимания ещё нет, есть только ощущения и наметки.

— Спасибо за беседу и удачи!
— Спасибо. До встречи!
Беседовал Михаил Дюков, Калининград

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest