20 лет …. Сергей Наговицын
20 декабря 1999 года из жизни ушел Сергей Наговицын…. Ушел в полете и на взлете, сделав много за такую короткую творческую жизнь семь альбомов за восемь лет… Еще три – в последующие годы.
К десятилетию ухода артиста был снят фильм «Вольный ветер» по мотивам его песен… Инна Наговицына продолжает дело супруга – поет его песни… Последний альбом «Разбитая судьба» вышел на виниле…
Эти песни зазвучали в начале девяностых оглушительно… из каждого ларька… тогда было море его пиратских кассет… темп, гитарный саунд, поэтический ритм и манера стиха были очень необычны, кто-то сразу не смог расслушать и принять эти песни сразу, понадобилось время…
Актуальны ли сегодня его песни?! Да, однозначно… Я люблю и его лагерные песни и дворовая лирика… «Прохор Митрич» — этой песней Сергей Наговицын поставил памятник самому себе… песенка простая, простая история, но как теперь оказалось – на века… Мне когда плохо, я ее слушаю – жить хочется. Его стихи живые, из души и сразу в уши… они понятные, образные, со сложной строкой и ритмикой, почти по Маяковскому… иногда жесткие, но такие нежные порой…
Так не писали и не пели ни до, ни после… при внешней простоте гитарного саунда Наговицына – его никто не смог и не сумел повторить, хотя попытки и были… Как мне кажется, еще не было серьезного осмысления и анализа его творчества… хотя и времени прошло порядочно, его время не ушло – он здесь, сейчас и с нами… возможно, стоит иногда его переиздавать, чтобы и не забывали, да и учились на его песнях писать что-то новое в жанре, что-то хорошее. Шансон, который ярко разгорелся и засверкал в 1990-е не умер и не ушел, он меняется…. И пока мы будет слушать и знать эти песни, с жанром ничего не случится, просто придут другие исполнители и другие поэты..
Земляк Сергея Наговицына, который помогал ему «устроить» последний альбом в московскую студию Игорь Герман, написал вот такое стихотворение, оно называется «Он был поэт…» со сноской – «ушедшим друзьям посвящается».
Бездарно прожитую жизнь
Никто не вспомнит на досуге,
Он был поэт, когда-то жил
И шел по замкнутому кругу
Друзья, подруги и враги
В нем неудачи лицезрели,
Но называли дорогим
Его страничные пастели
И он роптал, пока был жив,
Не просто угодить таланту,
Он много знал, но был наив
В его движениях галантных…
Потом зима, зима — бела
Своим морозным, ясным утром,
Ему все радости несла
От ожиданий пресловутых
Потом был день… и ночь была
И он, великий сумасбродок,
Жалел о том, как жизнь прошла
И то, что был местами робок
О тех с кем был, кого любил
И сколько всех по жизни было,
Кого любил — похоронил …
В сырых, безвременных могилах
Он жил за тех, кого уж нет ,
Кого судьба не до любила,
Поверив в Бога на послед,
Жалел, что поздно захватило
А ка-бы раньше понимал
Устройство мира и создание,
Глядишь и счастье бы познал
От Верхних сил …
И в назидание –
Не стал бы пить
Не стал курить
И всякие другие страсти…!
Но он поэт, и он так жил,
Что всех любил,
Как знал, дружил,
Что мог на паперть заносил
И, Слава Богу, всех простил!!!
Чтобы в Раю воскликнуть —
" Здрасьте!"
А мы грешим… Нет, я грешу
За это будет не спасенье –
Тот кто уходит молодым
Живите с Богом… Только с Ним
И верьте в чудо Воскресенья!
Тогда… в 1990-е из пермского братства много хороших музыкантов пришло в жанр: Сергей Наговицын, Игорь Герман, Сергей Север, Сергей Погорелый….
Когда-то Василий Макарович Шукшин написал: «Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно — с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».
Наверное, точнее и не скажешь…
Михаил Дюков blatata.com