Александр Калецкий: «…я уверен, что рано или поздно я выступлю на Родине»
…В американской газете «Новое русское слово» от 13 февраля 1977 года в заметке, подписанной Т. М. можно было прочитать следующее:
«Полтора года назад Саша и Лена, чуть ли не через два дня по приезде в Америку, появились у меня дома… «Мы хотим петь свои песни», – сказали они, взяли гитары и запели. Помню, как я заплакала; когда впервые услышала песню «До свиданья, Россия!» И вот их первая стереопластинка. В нее вошли двенадцать песен, очень разных по темам и характеру. Здесь и гневные политические песни из подполья – такие, как «Эмигрантская», «Крематорий», «Арест О. Мандельштама», «Молитва», которые чередуются с прелестными романтическими песнями «Осенний карнавал»; «Серенада», «Памяти Бориса Пастернака» и совершенно чудесной «Новогодней песенкой дедушкиных часов»…»
Примерно через год вышла другая заметка о новой, пластинке этого дуэта, которая называлась «Вторая пластинка» («Новое русское слово» от 30 апреля 1978 г.), писалось там следующее:
«Вышла вторая пластинка Саши и Лены «Письмо из СССР»… Темы песен можно разделить на две части: политические и романтические. Самой лучшей песней, несомненно, является «SOS»… Очень удачны сатирические песни «Тетя Соня» и «7 ноября»… Пожалуй, самая важная в политическом отношении – песня «На станции ЧОП»… Удачна хулиганская «Черноморская баллада»… Выдержан озорной стиль, песня полна сарказма и задора… Из романтических песен, пожалуй, лучше, всех «Расцвел в саду засохший куст», которую задушевно и тонко исполняет Саша. Очень хороши слова: «А у меня сестра выходит замуж… это так странно…» Саша и Лена за это время очень выросли, их репертуар стал более разнообразным и интересным».
Собственно, вот и вся легенда, пластинки так никто толком не слышал и уж тем более в глаза не видел, но о ней говорили… Молодые, но уже известные артисты Саша и Лена Халецкие (позднее для удобства и упрощения написания и запоминания, «Х» была заменена на «К»), бросив в Москве довольно успешную карьеру, только снявшись в фильме «Чудо с косичками» (1974), а до этого были и другие фильмы, покинули Москву и перелетели в США. Здесь они записали (кстати, первыми из многих) свои виниловые пластинки, которые до сих (на момент 2010 года) не переизданы, жанр – авторская песня под гитару, содержание… Тогда это называлось «андеграунд» или «песни московского подполья», попахивало антисоветчиной… Если послушать сейчас – никакого криминала, характерные для 1970-х годов темы ностальгии о белом движении и дореволюционной России, которую мы потеряли… Все стихи теперь изданы и их можно свободно найти….
После двух пластинок и Александр Калецкий занялся писательством и искусством – писал книги, оформлял их, рисовал картины, снимался в рекламе и многим другим… И вот буквально пару лет назад его имя всплыло в одной из работ по истории жанра, мне стало интересно – имя значится в различных каталогах и газетных статьях, но где же сам автор и что с ним? Буквально через неделю я вышел на самого Александра, он рассказал о себе и своей жизни теперь…
— Александр, так как вы для российской аудитории все же долго оставались инкогнито и личностью таинственной… То немного о себе.
— Мне нравится быть «инкогнито», быть в стороне от официальщины. В какой бы стране я не жил, мне предначертано судьбой находиться в художественном андеграунде; быть идеалистом, отщепенцем общества, наблюдателем, отражающим жизнь со стороны.
Мне награды и деньги не к спеху
На дорогах гитарной страны,
Где под яростным солнцем успеха
Я держусь теневой стороны.
Деньги, слава, успех, с моей точки зрения, отравляют душу художника и замутняют чистоту истинного искусства. Чем дольше путь к успеху, тем лучше. Я не делаю ничего для сокращения этой дороги. Материальные ценности меня никогда не интересовали, живу налегке. Я против саморекламы и считаю, что действительно хорошее произведение искусства рано или поздно само найдет путь к признанию.
Я буду там, где я буду,
А где не буду, там мне не быть.
Для меня лично, не было лучшей творческой атмосферы, чем московский андеграунд 1960-1970-х годов. Россия дала мне творческую душу, а Америка научила работать.
— Вы были достаточно успешны, популярны и, на внешний взгляд, благополучны… И вдруг – эмиграция. Почему?
— Я посвятил свою книгу «Метро» ответу на вопрос — «Почему я уехал?». Этот роман и книга поэзии «Падший ангел» дадут ответы на этот и многие другие вопросы…
— Вы одним из первых записали пластинки, приехав в США. Немного о них и почему вы, одним из первых, наверное, употребили термин «подпольные песни»?
— Я не один из первых, а первый выпустил две пластинки подпольных московских песен. Было продано 5000 экземпляров, что явилось и осталось рекордом для русской эмиграции.
Без сомнения я первый назвал свои песни подпольными и, по крайней мере, 15 лет этот термин употреблялся только по отношению к концертам бардов Саши и Лены Калецких. Мне казалось, что песни, исполнение которых считалось в Союзе преступлением, заслуживают быть выделенными в новую категорию. После распада СССР люди, не добившиеся успеха в Америке и вернувшиеся назад в Россию, стали использовать «андерграунд» и «подполье» по отношению к себе.
Последнее время у меня накопилось много новых песен, которые я и Анна Зорина (оператор, актриса) собираемся выпустить в форме мини-фильмов (мой термин опять). Почему не назвать их песнями Нью-Йоркского подполья?
— Александр, неплохо — «песни Нью-Йоркского подполья». А что лично вы вкладываете в термин «подпольная» песня? Ведь, собственно, антисоветскими Ваши песни не были никогда.
— Подпольные песни для меня — это произведения, которые появляются в жизнь без официального разрешения или запрещены законом.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов за исполнение песни «Крематорий» можно было легко угодить в тюрьму лет на семь или быть отправленным на поправку здоровья в психиатрическую больницу. Мы боялись, но пели. В основном концерты устраивались на квартирах или в общежитиях для десяти, иногда двадцати, человек. Атмосфера была нервная, напряженная, что создавало невиданную остроту ощущений. Певец никогда не знал — будет его выступление последним или нет. Зрители, в основном, были друзья или знакомые, но часто появлялись новые лица, и ты не был уверен, кто этот незнакомец — стукач, чекист или просто случайно забредший алкоголик. Окруженный враждебной советской системой ты чувствовал себя подпольщиком в тылу врага. Яркий кусочек свободы духа, вырванный из серой коммунистической действительности, был твоей наградой.
Приехав в США, мне хотелось донести до американцев сущность советской системы, где честное искусство было преступлением. Как еще было назвать концерты Саши и Лены? Подпольные московские песни тогда явились сенсацией!
— Александр, после большой серии гастролей и выпуска двух дисков, сколь я понимаю, вы сделали перерыв в музыкальном творчестве и занялись живописью. Расскажите об этом…
— По завершению гастролей по США Саша и Лена выступили на шоу Мерв Гриффина, который предложил сделать фильм о московском андерграунде на основе истории нашей жизни. Мне дали писателя, который начал работать над книгой, описывающей историю нашего пути на Запад. Он ничего не знал о России и мне не понравился его коммерческий стиль. Я сам взялся за создание автобиографического романа о московском подполье. В 1977 году я закончил первый вариант на русском языке. Перевод книги и ее издание взяло почти 10 лет. «Метро» было издано в 1985 году и стало международным бестселлером, переведенным на 9 языков. Я снова участвовал в шоу Мерв Гриффина, но уже как писатель.
Чтобы зарабатывать на жизнь в течение работы над романом, я иллюстрировал книги и был дизайнером шелковых тканей. Успех книги принес мне финансовую независимость и я стал писать картины, о чем мечтал всю жизнь. Я рисовал с самого раннего детства. В московском андеграунде я показывал и продавал свои картины иностранцам. Утвердиться в Нью-Йорке как художнику было нелегко. На это ушло десять-пятнадцать лет.
Я никогда не переставал играть на гитаре и писать песни, но для выступления или записи мне хотелось найти новую форму. Несколько лет назад, навещая свою сестру в Минске, я дал несколько концертов в университетах и театре-студии киноактера. Минское издательство заинтересовалось выпуском моих книг на русском языке. Развитие интернета дало возможность обращения к широкой публике в форме мини-фильмов. Эта новая творческая форма объединила мой предыдущий опыт актера и барда.
— Кроме того, что после выхода романа «Метро», Вы занялись картинами, Вы написали еще несколько книг и выпустили три диска. Где они вышли и о чем они?
— Далее были роман «Темнота Света» и его продолжение «Воровка Любви» – эротическая и политическая сага о путешествиях и приключениях московского художника Николая Роднина. Cвободолюбивая натура не позволяет Николаю смириться с давящей системой советского строя. Он принимает участие в подпольной художественной выставке, за что Роднин арестован, избит и отправлен в сибирский трудовой лагерь. После того, как он выдержал суровые испытания голодом и холодом, он был выслан из СССР на Запад.
Советская система со всей ее жестокостью не смогла сломать Николая, но свободный мир с бесконечными возможностями, властью денег и эмансипированными женщинами растлевает его душу. Он ищет удачи и успеха в веренице любовных романов, что еще больше опустошает его как художника.
Во втором романе «Воровка Любви» Николай отворачивается от светской жизни и возвращается к истокам честного творчества. Роднин добивается признания в Европе и Америке. В одном из своих путешествий Николай встречает в поезде удивительной красоты незнакомку. Эта случайность становится поворотным пунктом в его судьбе. Художник впервые познает силу истинной любви, безграничное счастье и бесконечную боль. Страсть, охватившая Николая, приводит его на порог человеческой трагедии…
— Вы сказали, что иллюстрировали книги – что это были за авторы? Занимаетесь ли сейчас этим?
— Я проиллюстрировал две книги для изучения английского языка (автор Pamela McPortland) «Take it Easy» и «Americana».
Я также работал как иллюстратор и дизайнер брошюр для колледжа Hunter, Нью-Йорк. Обложка моего романа «Метро», изданного в Америке, Англии и Испании, а также иллюстрации к нему, были сделаны мною.
Сейчас я не занимаюсь иллюстрацией книг, но когда представится случай, с удовольствием вернусь к этой работе.
— Александр, Вы долгое время были лицом марки «Форд», если не ошибаюсь, как Вам это удалось? И вообще расскажите немного об этой стороне Вашей жизни.
— Десять лет назад компания «Bossa» пригласила меня принять участие в рекламе линии одежды. Им нужен был художник с определенной внешностью, картины которого могли бы быть тоже использованы для съемок. Я согласился. Моя фотография была опубликована в нескольких журналах, в том числе, в известном GQ.
Три года назад меня пригласили участвовать в фотосессии с Дженнифер Лопес для того же журнала. Это фото было опубликовано по всему миру и было признано лучшей фотографией того года. Модельное агентство «Форд» предложило представлять меня в качестве модели. С тех пор я периодически участвую в рекламных съемках для различных журналов.
— Хотелось бы Вам приехать в Россию и дать несколько концертов? Интересно это ли Вам? Может быть, Вы готовите сейчас какие-то новые программы?
— В конце лета 2010 года я планирую поехать в Минск навестить сестру и встретиться с издателем. Обычно я даю концерт для белорусской рублики. У меня есть программа новых песен.
Провести концерт в России предложений пока не поступало. Но я уверен, что рано или поздно я выступлю на Родине.
— В окончании интервью, что бы Вы хотели пожелать своим слушателям и читателям, как в России, так и во всем мире?
— В одной из моих новых песен есть такие слова, что я и хочу пожелать моим читателям и слушателям:
Чтобы бессилье не бесило,
Чтобы не пить с осадком пиво,
Чтобы ритмично сердце било,
Живите чисто и красиво!
— Спасибо вам за беседу и удачи Вам большой!
— Спасибо!
P.S. Вот, собственно, и все… Не в первый раз убеждаюсь в том, что кто ищет – тот обязательно находит и ничего не пропадает. Главное, хотеть найти, сделать небольшой шаг в сторону, увидеть все под другим углом зрения и можно совершить, пусть маленькое, но открытие.
Русский писатель, поэт, композитор и художник Александр Калецкий возвращается, пусть даже через столько лет, назад в Россию своими песнями, книгами и картинами.
Михаил Дюков 2009 год