Лучшие песни шансона 90-х. Блатные хиты

Продолжаю серию обзоров на тему «Лучшие песни шансона 90-х»… Сегодняшние зарисовки я обозначу, как – «Блатные хиты», это...

Рада Рай: «Я ему просто поверила»

Рада Рай – необычное явление российской эстрады. Шансонщики говорят, что она слишком попсовая, попса утверждает, что у неё...

Рая Удовикова: Омар Шариф плакал, когда я пела

Цыганка Рая Удовикова. Это наши золотые шестидесятые… Ее пластинки сегодня – подлинный раритет. Ее талант – уникальный и...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Игорь Тальков: И поверженный в бою я воскресну и спою

Игорь Тальков похоронен на Ваганьковском кладбище. На могиле артиста установлен памятник в форме его нательного креста с выгравированной...

Андрей Рублевич: А душа поет так…

Андрей Рублевич, русский шансонье, проживает во Франции с 1975 года, в творчестве достаточно своеобразен и самобытен, он один...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Михаил Бурляш: «Надеяться надо на лучшее – мысль материальна…»

Михаил Бурляш находится в заключение уже не первый год, но это никак не мешает ему писать и издавать...

Алексей Яцковский: «Местная шпана меня избегала….»

ЯЦКОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 21.03.1954 г.) – автор-исполнитель в стиле русского шансона, родился в Москве. В конце 1990-х...

Шансон: Ах, эта песня жигана..!

чё ты гонишь, мусор, шнягу не по делу, чё ты паришь мне про нары и конвой… Есть такие,...

Ляпсус. Алик Берисон и другие

Когда мы встретились с Моней на шестом Брайтоне, в руках у него была книжка. Лицо его было красным,...

Аркадий Северный. Он был человек необыкновенный

Аркадий Северный. В середине 70-х годов несколько лет его такой короткой жизни прошли рядом с семьей Калятиных: Дмитрием...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Алексей Краев: Я просто сочиняю и пою песни…

Имя питерского шансонье Алексея Леонидовича Краева известно уже многим и по его работе в ресторанах города, и по...

Отдайте мне пальто и шляпу… или Аннушка уже пролила масло… Размышления о русском шансоне

Русский Шансон. Он же — Тяни — толкай. Потому, что «шансон» в переводе с французского — песня. Само...

Юрий Шевчук: «Мой брат Комар…»

Интервью Владимира Шаронова с Юрием Шевчуком и Александром Кокиным в 2001 году. г.Воронеж Комар (Александр Спиридонов) Владимир Шаронов...

Борис Рубашкин: Я бы повесил парт-секретаря хутора, где жил мой отец

7 декабря в Центре делового сотрудничества состоялся концерт всемирно известного исполнителя русских песен, русского австрийского певца Бориса Рубашкина....

Юрий Куплетный. Мне всё ж роднее тот мотив за Kiss Of Fire

Безусловно, что в сегодняшнем блатном жанре существует острый дефицит исполнителей одесских песен. Интересный, колоритный пласт жанра постепенно оскудевает....

Песни про собак

Собаки всегда были и остаются одними из самых преданных друзей человека. Они непосредственно соединяются с нашими эмоциями и...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Гога – новое имя в русском шансоне

Встречаясь однажды с Олегом Безъязыковым, я увидел рядом с ним невысокого молодого парня, по-кавказски чернобрового, с правильными чертами лица, опрятно одетого и держащегося с достоинством. Олег представил его как начинающего и перспективного исполнителя русского шансона. Мы познакомились, а позже встретились и побеседовали. Зовут его Артур Гоганян (отсюда и артистический псевдоним – ГОГА).

В.С.: Здравствуй, Артур! Cкажи, ты москвич или приезжий?
— Родился я в Москве 24 декабря 1986 года в районе «Богородское» (это недалеко от Преображенской площади). Отец у нас инженер-строитель, мать – домохозяйка, старший брат Артём закончил налоговую академию. В семье музыкантов не было, ни мать Ирина Владимировна, ни отец Ашот с музыкой не сталкивались, впрочем, мой дедушка играл на достаточно редком музыкальном инструменте – дудуке.

Значит, учился тоже в Москве?
— Да, я начал учёбу с 1992 года, закончил 11 классов общеобразовательной школы, а параллельно – музыкальную школу им.А.Ф.Гедике по двум инструментам – гитаре и фортепьяно (семь лет учёбы). В то время ещё не пел ни в хоре, ни самостоятельно. Музыку мы проходили классическую и отчасти джазовую. После окончания школы поступил в музыкальное училище по классу гитары (2000 – 2004гг.). Это училище раньше было в составе Гнесинки, потом отделилось и стало эстрадно-джазовым училищем, находится на Большой Ордынке (в районе Третьяковки). Преподают там — известный джазмен, Михаил Суджан и Андрей Гарин – мои учителя по гитаре, Наталья Андрианова – джазовый вокал, другие известные музыканты. С её учениками-преподавателями я начал заниматься вокалом с 3-го курса. Многие ребята из нашего училища пошли на «Фабрику звёзд», но меня это не привлекало. Учился я хорошо, получил диплом без троек. Сейчас продолжаю учиться вокалу в Институте современного искусства (третий курс). На экзаменах пою шансон или близкие к нему эстрадные песни. Пока принимают… Это, например, песни из репертуара Владислава Медяника, Михаила Гулько, Игоря Германа — я использую их аранжировки.

Ну, голос у тебя такой, что мог бы петь и композиторские эстрадные песни…
— «Попсу» мне петь неинтересно, предпочитаю песни углублённого содержания, если уж эстрадные – то прежних лет, скажем, Юрия Антонова, Вячеслава Добрынина, из репертуара Валерия Ободзинского. Ребята, попавшие на «Фабрику звёзд», хорошо там отметились, я их уважаю, они могут хорошо петь. Но их там по-другому воспитывают – чтобы изображать песни под плюсовую фонограмму, они петь «живьём» отвыкают даже на экзаменах… А то, что им дают разучивать – это же ни о чём!
В.С.: Согласен, раньше эстрадные песни проходили жёсткий отбор. Пусть не пропускалось содержание критического характера, но откровенно «попсовой» халтуры, какая пошла с 90-х годов, тоже не было. Сейчас наблюдается возврат вкусов к хорошей содержательной эстраде, это видно, например, по программам радио FM «Милицейская волна», «Радио Шансон», «Авторадио», радио «Алла». Певцы того времени – , Ренат Ибрагимов, Юрий Антонов или, скажем, Владимир Трошин, вновь становятся востребованными. Их приглашают на «корпоративки», значит, у элиты более высокие вкусы, чем то, что народу навязывает телевидение.

Скажи, а что тебя подтолкнуло к занятиям музыкой?
— Интерес к музыке у меня возник ещё в школе, спонтанно, просто захотелось научиться играть на гитаре. По-видимому, требование слуха – у меня абсолютный слух. В первую очередь, когда я слушаю песню, для меня важен звук, звучание голоса, музыка – как сыграно. Стихи пытался писать, но пока об этом не хочу говорить… Учёба в музыкальной школе меня затянула. Родители даже прятали от меня ноты, чтобы я не занимался музыкой в ущерб школьным занятиям. А к общеобразовательным предметам меня не тянуло, особенно к математике, физике, химии.

Я вижу, у тебя физически хорошая форма. Каким-нибудь видом спорта занимался?
— Спортом я тоже не особенно увлекался, где-то с полгода занимался боксом, также теннисом, но для общего физического развития. Те занятия по сценическому движению, хореографии, которые были в училище, я, конечно, посещал, но они меня не привлекали, так как учили-то «попсовому» поведению на сцене. А я выработал собственную, спокойную манеру, на мой взгляд, для певца главное – выглядеть на сцене достойно.

В чём заключается постановка голоса молодого исполнителя?
— В принципе зависит от того, какие данные у человека, кому-то достаточно год позаниматься — и он уже достаточно сильно поёт. Не возьмусь советовать, как поставить голос, для этого имеется много хороших педагогов по вокалу. Лично я много слушаю и пою разной песенной музыки, зарубежной в том числе. Для развития вокального диапазона есть определенные упражнения – так называемые распевки, с помощью этих упражнений можно развить свой диапазон, ну и, конечно, должно быть поставленное дыхание. В итальянской вокальной школе именно правильное дыхание стоит на одном из первых мест. Шансонный вокал на самом деле сильно отличается от классического или, скажем, от эстрадного, рок-вокала, вокала русской народной песни. Хотя в русском шансоне есть и немало исполнителей, которые легко могут петь и джаз, и рок, и классику. Лично моё мнение: главное – по-своему понять и донести до слушателя смысл песни, о чём поёшь, а из этого формируется индивидуальная манера пения.
В.С.: Мне кажется, тебе надо интонационно развивать свою манеру. В шансоне можно даже несколько преувеличивать чувственность песен – форсировать голос, входя в надрыв, в определённых местах переходить на piano, использовать паузы и синкопу запаздывания, вставлять реплики, затягивать пропев в концах фраз и т.п. Я вот восхищаюсь тем, как Михаил Александрович Гулько умеет драматизировать исполнение за счёт интонационного движения – иногда сильного, надрывного, иногда почти незаметного, но придающего голосу то нежность, то суровость, то осуждение, то исповедальность или молитвенность…

Как ты осваиваешь новые песни – по нотам, на слух?
— Конечно, я ноты читаю, но пою уже по памяти. Автор песни обычно сам её пропевает – под гитару или фортепьяно, делает авторскую запись. Достаточно два-три раза прослушать, и я её знаю. Те песни, которые прошли студийную запись в моём исполнении, запоминаются крепко и поются безошибочно. Но есть и такие песни, у которых какие-то слова «вылетают» во время исполнения, хотя их много раз слышал и пел. Так, конечно, редко бывало, в основном в музыкальной школе, в училище тоже было – там голова забита разными предметами… Бывает, нужно подстраховаться. У группы «», я видел, всегда стоит пюпитр со словами песен, чтобы можно было подглядеть во время исполнения.

У тебя уже были концертные выступления?

— С 2004 года я выступал вместе с автором-исполнителем из Дубны Николаем Озеровым. Он меня неоднократно приглашал на концерты. Песни русского шансона меня заинтересовали давно, ещё в 1997 году с 8-го класса школы. Я тогда увлёкся записями Михаила Круга – музыкой, аранжировками, его красивым голосом, бывал на его концертах.В.С.: В прямом эфире «Радио Шансон» от 13.12.2001 известная теле-радиоведущая Ксения Стриж, беседуя с Михаилом Кругом, уловила, что главное в высокой популярности его творчества – вокал: тембр голоса, артистичное пение, разнообразные интонации. Я сначала этого не понял, считал, что для него основное – сочинять песни. Ксения, будучи по образованию актрисой, считает, что самое главное у шансонье то, что он Артист, именно так – с большой буквы. Она и Михаила Круга называла артистом, хотя если присмотреться, как он держался на сцене, этого сразу не скажешь. Ну, стоит такой полный мужчина, движений делает мало, шевелит губами, даже когда не поёт, иногда сделает какой-то жест, поворот головой, подвигает рукой с микрофоном… Конечно, это сразу привлекает внимание, приобретает значительность на фоне малоподвижной общей картины…

Как ты вошёл в круг исполнителей русского шансона?
— В 2003 году мы с другом поехали в Тверь познакомиться с этим городом, его музыкальной жизнью. Там нашли звукозаписывающую студию «Лига», где познакомились с музыкантами: Валерием Гареевым, Юрием Вороновым, Максимом Гусельщиковым. Они по-доброму отнеслись ко мне, стали помогать (я уже пел тогда много песен Михаила Круга). Первую песню мне написал также тверской автор Владимир Иванов, а когда пришло время записывать вторую, ребята познакомили меня с Николаем Озеровым. Мы потом созвонились, я съездил к нему в гости в Дубну, где он предложил мне песню «Мама». Записали мы её, потом ещё, сейчас в моём активе шесть записанных песен. Материала у меня много, постепенно осваиваем и записываем.

Через Озерова, наверное, и с другими шансонье познакомился?
— Нет. На студии «Лига» после её переезда в Москву бывают многие, тут я познакомился с Александром Дюминым, Александром Кузнецовым, Олегом Безъязыковым. Николай Озеров сейчас записывает на студии свой альбом. Там же познакомился с Игорем Михайловичем Германом, очень понравились мне его песни, я даже на «Горбушке» нашёл его редкий диск «Привет, бродяги!», продавали его за 3000 рублей. Он помогает мне советами – по аранжировкам, исполнению песен, вокалу, за что ему огромное человеческое спасибо! Когда Олег Безъязыков собирал записи для альбома «Свеча» памяти Саши Оренбургского, то обратил внимание на песню «Сгорела свеча» в моём исполнении и включил её в альбом, так как она хорошо подошла по содержанию. Затем, 6 июня он решил взять меня в поездку в Оренбург для презентации этого альбома. Команда включала также Ильдара Южного, Александра Казанцева, Николая Озерова. На концертах Олег сначала объяснял историю создания альбома, потом пел сам и по очереди представлял участников. Каждый исполнял по 3-4 песни. В Оренбурге с нами выступили также Владимир Чернов из группы «Ори! Зона!» и Владимир Вестов из Саратова. Была реклама по местному радио и ТВ, даже видеосъёмка организована.

А кроме Оренбурга ещё где-то выступали?
— Да, в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, где выступления были организованы областной федерацией футбола. Пока мы были в Оренбурге, президент этой федерации Владимир Михайлович Келин нашёл средства оплатить дорогу, гостиницу и питание, а выступления были благотворительными. В местах лишения свободы нас принимали очень хорошо. Также были во Владимире.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о выступлениях в зонах.
— Конечно, атмосфера там тяжёлая, много людей в чёрных робах, с суровыми взглядами, молчаливых, всегда под охраной. Я не смогу полностью передать ощущения от первого моего выступления на зоне, но они оказались совершенно другими, чем я себе это представлял. Публика отзывчивая, гулко аплодирует, мы же их своими песнями морально поддерживаем. На то время, как мы выступаем, заключённым можно отключиться, побыть в атмосфере концерта, даже порадоваться. В женской зоне зрители раскованнее, девчонки кричат, хлопают, подпевают. Охранники в зале не сидели, выходили. Кстати, ГУИН и руководство зон благоприятно отнеслись к нашим песням – в них же нет вульгарного блатняка или романтического упрощения, есть серьёзный разговор о суровой жизни людей, попавших в сложные условия, о человеческих отношениях с друзьями, семьёй, женщинами. Результат этой поездки для меня – большие впечатления от вновь увиденного, причём они только положительные, ничего плохого не было. Впервые я выступал в Самаре и перед байкерами, оказалось, хорошие общительные ребята, собрались в бай-клубе, пообщались, попили, песни свои попели.

Кстати, как ты относишься к спиртному?
— Возлияний избегаю. Не надо, лишнее всё это. Но жизнь есть жизнь, многие через это прошли, самое главное – во-время остановиться, ведь люди со стороны всё видят и оценивают…

В августе этого года ты участвовал там же в большом концерте. Что это было за мероприятие, с чем связано?
— 24 августа 2007 года в Самаре, под открытым небом, прямо на набережной Волги проходил фестиваль, посвящённый семилетию радиостанции «Шансон-Самара», под названием «Радио Шансон-Самара – 7 лет в эфире на радость слушателям». Это был достаточно большой концерт, собравший более трёх тысяч зрителей. На нём выступали в основном местные авторы-исполнители из Самары, Тольятти – это, к примеру, Алексей Созонов, Евгений Ломакин, Аркадий Соловейчик, Гарик Карапетян. Также на этом фестивале выступали мы с Олегом Безъязыковым. Публика встречала нас очень хорошо. Завершал этот фестиваль Андрей Бандера. Хочу попутно рассказать, что именно 24 августа в Самаре мы с Олегом присутствовали на казачьем круге Волжского Казачьего Общества, где избирали Атамана Станицы Красноглинская. Этим же летом нас с Олегом приняли в казачество, теперь Олег — есаул, помощник атамана по культуре в звании майора, а я – хорунжий, заместитель Олега. Для меня вступление в казачество было немножко спонтанным, а вот Олег к этому стремился, он вернулся к своим корням.

В других фестивалях русского шансона принимал участие?
— Да, в октябре этого года в киноконцертном комплексе «Нева» проходил фестиваль-съёмка «Романтики с большой дороги», на котором я выступил. В первую очередь это была съёмка, поэтому петь пришлось под фонограмму. Также весной этого года в Твери, в ресторане «Лазурный», про который не раз пел в своих песнях, я выступал на открытии музея Михаила Круга. На открытии присутствовало много известных исполнителей: Александр Дюмин, Александр Кузнецов, Леонид Телешев, Ирина Круг, ну и, конечно, присутствовала мама Михаила Круга – Зоя Петровна.

Приоткрой свои планы на будущее.
— В первую очередь, конечно, закончить работу над первым альбомом. Также есть идея попробовать поработать с живыми музыкантами; это, конечно, нелегко — собрать целый коллектив, но я надеюсь, что всё получится!

В.С.: Ну что ж, успехов тебе и фарта! Я верю, что при твоей целеустремлённости будет у тебя и творческий рост, и большое имя в русском шансоне. В 2008 году очень рекомендую поучаствовать в калининградском фестивале «Хорошая песня» — он международный, проводится два раза в год и хорошо организован, новички фестиваля не остаются без внимания (количество участников ограничено), выступления конкурсантов и гостей записываются и выпускаются на DVD.

-Спасибо, Виктор Максимович. Хочу пожелать всем слушателям русского шансона накануне Нового Года всего самого доброго и светлого, ну и, конечно, крепкого здоровья!

____________________________

С Гогой беседовал Виктор СОЛДАТОВ, Москва, декабрь 2007г.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest