20 лет …. Сергей Наговицын

20 декабря 1999 года из жизни ушел Сергей Наговицын….  Ушел в полете и на взлете, сделав много за...

10 лучших альбомов Ивана Кучина

В 2023 году исполняется 38 лет с того момента, как Иван Кучин написал свою первую песню, как рассказывал...

Рынок винила в России в 2020 году – шансон по-русски… и не только

Интересное наблюдение, в США в 2020 году объем продажи виниловых пластинок увеличился примерно на 70% по сравнению с...

Евгений Любимцев: «Как будет развиваться шансон – сказать сложно…»

— Евгений Борисович, вот уже пятнадцать лет активно занимаетесь творчеством… что сделано на сегодняшний день? –  На сегодняшний...

Кто такой смотрящий

С давних времен за различными тюремными субъектами необходим был человек, который бы следил за порядками. Иногда таких людей...

25 лет альбому Сергея Наговицына «Этап»

25 лет прошло… вообще странно… А до Калининграда альбом Сергея Наговицына «доехал» только в 1998, как раз где-то...

Рада Рай: «Я ему просто поверила»

Рада Рай – необычное явление российской эстрады. Шансонщики говорят, что она слишком попсовая, попса утверждает, что у неё...

Николай Юрьевич: «Почему бы не быть ментовскому шансону?…»

— Откуда такой псевдоним – Николай Юрьевич? Или это не псевдоним? — Начать нужно с того, что зовут...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Вячеслав Стрелковский: «Хотелось, чтобы люди реже испытывали чувство страха…»

— Вячеслав, Вы, прежде всего поэт, текстовик… Вопрос несколько провокационный, что все же в песне первично – музыка...

Алексей Бекетов: «Шансон – это песни, спетые сердцем…»

— Алексей, как Вы пришли в музыку? Что стало толчком ею заниматься? — Всё началось ещё в раннем...

Новые имена, золотые грифы и память А.Днепрова

16 апреля в Государственном Кремлевском Дворце прошла церемония вручения музыкальной премии «Шансон года-2021». Золотые грифы вручали уже в...

Песни про собак

Собаки всегда были и остаются одними из самых преданных друзей человека. Они непосредственно соединяются с нашими эмоциями и...

Александр Сидоров: «В детстве Фима Жиганец был книжным мальчиком…»

— Откуда у парня еврейская грусть? Откуда такой интерес к столь необычному жанру, к столь необычной теме? Потому...

Эльвира Фрумина: «Двери Студии «Ночное такси» открыты для всех…»

— Эльвира, здравствуйте! Я знаю, что у Студии «Ночное такси» есть такая традиция —  подводить итоги года… чем...

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

10 лучших альбомов Михаила Круга

Михаил Круг фигура для жанра шансона по-русски знаковая, сегодня – уже по-настоящему культовая и, в чем-то, основополагающая… За...

Анатолий Полотно: Мне не очень нравится слово «шансон»

Художник, путешественник, певец и автор опусов в жанрах блатной песни и городского романса Анатолий ПОЛОТНО — человек рисковый,...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Майя Розова – «Арбат», «Балалайка», «Садко», далее – жизнь…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что ему удалось найти адрес Майи Розовой, легендарной русской певицы, ныне...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон». Питерский радио-шоумен создал программу «Ночное такси» (году в 1994, может даже и ранее) на основе «Радио РОКС», потом образовалась студия «Ночное такси», в которой основным музыкальным коллективом стали «Братья Жемчужные» и Антон Яковлев (он-то и написал песню «Ночное такси»). Потом было «Радио один», потом образовалось радио «Русский шансон», потом (году в 2000-м) начались какие-то переорганизации и в Москве (до этого все дело происходило в Петербурге) появилось радио «Шансон». В Питере осталось радио «Петроград», оно, кажется, потом еще меняло название, уж не знаю точно. Радио «Русский шансон» исчезло, теперь есть радиостанция «Шансон».

Конечно, Фрумин не единственный, кто стоял у истоков, пока Александр Викторович вел программы на радио, в Москве во всю начинает выпускать альбомы блатных авторов Юрий Николаевич Севостьянов. Под его же руководством в Москве в 1995 году проходит в Театре Эстрады один из первых фестивалей русского шансона, ведущим на концерте был все тот же Фрумин. (Кстати, Юрий Севостьянов является первым продюсером Михаила Круга, с которым они выпустили и «Жиган-лимон» и «Зеленый прокурор», с этих альбомов Круг и начинается). 

Тут есть такая закавыка, Севостьянов начинает издавать альбомы на студии «Союз» (год 1993-94), через год начинается небольшой отделение – появляется студия «Мастер Саунд», они еще некоторое время вместе выпускают альбомы. Года с 1995 на кассетах начинает появляться марка исключительно «Мастер Саунда», но вот концерт (все тот же первый фестиваль) выходит на марке «Криминал рекордз», через пару лет в Москве появляется студия Александра Черного с маркой «Флам рекордз» и «Мастер» с «Фламом» выпускают видеозаписи Михаила Круга. Новиков же, ввиду сложности характера и вечной обособленности, создает свою студию «Новик рекордз» и, попрощавшись со студией «Апекс», на которой он выпускал свои первые альбомы после заключения (с 1993 по 1996), становится сам себе хозяин и продюсер.

Чуть раньше (году в 1993) появляется на российском рынке компания «Зеко рекордз», которая выпускает все собрание Михаила Шуфутинского за какие-нибудь месяцы. Эту серию переиздадут уже потом году в 2002, очень цивильно, но ни те, ни другие так и не выпустят альбом «Атаман-2», где-то он пропадет. Там, правда, потом разгорелся скандал Шуфутинского-Розенбаума, делили авторские права и гонорары. Все та же «Зеко рекордз» одной из первых выпустила все альбомы «Лесоповала» и некоторые альбомы Александра Кальянова, Андрея Никольского. Но к концу 1990-х годов компания захирела и исчезла со сцены, «мавра сделал свое дело, мавра можно уходить». Правда, искренне жаль, хорошо работали ребята, были первопроходцами.

Году в 1996 отпочковалась от «Союза» студия «Монолит», тоже блатных авторов выпускала, да тоже скоро исчезла. Впрочем, видимо, не исчезла, а на какое-то время ушла в подполье или из-за дефолта, или просто не получила большой известности. Через год или около того (год 1997), появилась студия «Классик компани», начали они, кажется, с выпуска альбомов Вики Чинской, дальше – больше, работают и по сей день, хорошая студия с богатыми традициями. Скажу честно, что со вкусом у ребят не все в порядке, но опять-таки, это мнение субъективное.    

Кризис 1998 года нанес тяжелый удар и по индустрии русского шансона, на год-два остановилось все (или почти все) студии, ребята сделали команду «вдох и выдох». Правда, за это период после «обвала» появились молодые и новые авторы: Сергей Наговицын, Катя Огонек (она хоть и раньше, но кризис ей, как таковой не помешал), Вячеслав Клименков, Александр Шапиро, Александр Дюмин; стабильно продолжали работать: Михаил Круг, Слава Медяник, Юрий Алмазов, переиздавался Иван Кучин, даже «Братья Жемчужные» забабахали себе, наконец-то, пару сольных альбомов.

Но вот тут у меня есть пресс-релиз (слово-то какое мудреное, не правда ли) от фирмы, которая теперь зовется «Русский шансон», считаю, что вам ее надо почитать, тут немного. Вот он:

Основы Компании «Русский шансон» (свидетельство на товарный знак № 170115) были заложены в 1985 году, когда открылась студия звукозаписи «Мастер». Студия занималась тиражированием музыкального материала и продюсированием артистов.
1988 год — студия «Мастер» объединилась с аналогичной студией «Звук». В результате образовалась студия “Master Sound”. До появления на российском рынке компакт-дисков и линий по их производству, студия специализировалась на тиражировании аудиокассет и аудио-катушек с фонограммами популярных отечественных и зарубежных исполнителей.
1991 год – организация и проведение фестиваля «Русский шансон». Участники: Александр Новиков и группа «Хипиш», Анатолий Полотно и группа «Лоцмэн», Никита Джигурда, Вика Цыганова, Михаил Шелег.
1991 год – одно из подразделений студии «Мастер», («МастерInd», А. Галкин), организовало во Дворце культуры ЗВИ дискотеку с одноимённым названием – «дискотека Мастер».
1994 год – фирма «Master Sound» закрыла производство аудиокассет и стала продавать лицензии на их выпуск. В этом же году фирма заключила договор с заводом по производству компакт-дисков в Швеции «DSM» и стала выпускать свою продукцию только на компакт-дисках.
1994 год – фирма «Master Sound» объединяется с фирмой «Союз», как подразделение концерна, выпускающее продукцию на компакт-дисках.
1994 год, весна-лето – торговая марка “Master Sound” стала использовать другую – «Русский Шансон»™, в названиях своих музыкальных сборников и жанровых серий. («Легенды Русского Шансона», «Звёздная серия шансона», «Ништяк, браток!»)
1994-1996 г.г. – фирма «Master Sound» совместно с «Союзом» выпустили на российский рынок более 2-х миллионов компакт-дисков.
1995 год, ноябрь – в государственном Театре Эстрады прошёл фестиваль «Русский шансон», организованный фирмой “Master Sound”. В фестивале приняли участие известные исполнители: Анатолий Полотно и группа «Лоцмэн», Михаил Круг и группа «Попутчик», Геннадий Жаров и группа «Амнистия-2», Ефрем Амирамов, «Братья Жемчужные», Евгений Кемеровский и многие другие.
1996 год – фирма «Master Sound» вышла из концерна «Союз» и действует как самостоятельная фирма.
1996 год, май – официальная презентация программы «Русский шансон». Участники – М. Круг, М. Шуфутинский, А. Полотно, И. Герман, А. Стёпин, Е. Амирамов, С. Дикий, И. Московский, Г. Жаров и другие.
1997 год – фирма «Master Sound» подписала договор с фирмой «RENZ» на поставку своих компакт-дисков в Германию. Годовой оборот составил около ста тысяч компакт-дисков.
1997 год — фирма «Master Sound» подписала договор с фирмой «Inter. Art.»(Америка). Оборот продукции – 2-2,5 тыс. компакт-дисков в месяц. В этом же году фирма «Master Sound» организовала подразделение, занимающееся розничной торговлей, а так же обменом своей выпускаемой продукции на продукцию других аналогичных московский фирм.
1998 год – нашими партнёрами в Санкт-Петербурге открыта радиостанция «Радио Петроград-«Русский шансон», вещающая в FM-диапазоне на северо-западный регион России.
1998 год – на «31 канале» ТВ (ныне «М1») выходит еженедельная музыкальная программа «Русский шансон» (вел ее, кажется, Иван Московский – Д.М.).
2000 год, апрель-май – концертный тур «Русский шансон» по 15 городам России.
2001-2002 г.г. – телевизионная программа «Русский шансон» выходит на канале «АРТ» (Россия, СНГ, страны Балтии — около 170 региональных телерадиокомпаний).
2001-2002 г.г. – издание музыкальной продукции в форматах MP3 и MP4.
1994-2001 г.г. – введя в обиход термин «русский шансон», как определение музыкального жанра, наша звукозаписывающая компания, первая в стране, избрала его в качестве приоритетной специализации и поставила популяризацию жанра на коммерческую основу. За годы существования компании мы преуспели в продвижении «русского шансона» (в самом широком смысле) в массы настолько, что просто ничего не оставалось делать, как замкнуть цепочку: фирма “Master Sound” – торговая марка «Русский шансон» – ООО «Русский шансон». 

Конец цитаты. В принципе, мы разошлись не сильно в некоторых местах, а вам – есть с чем сравнить, да и потом, не надо забывать, что это официальная версия, она в чем-то приукрашена, в чем-то подчищена. Да, несколько пафосно, но с другой стороны – фирма-то действительно крупнейшая, монстр. Я по простоте душевной вам рассказываю так, как оно было, все ж на наших с вами глазах и происходило. Одна фраза про катушки чего стоит, как мы быстро шагнули от катушек и кассет до СД и мини-дисков – прогресс на лицо…. И вчерашние «великие косари» (или их друзья-товарищи по цеху) уже цифруют старые записи, чистят и ретушируют, и гуляют они дальше.  

Теперь, после знаменитого обвала и кризиса того страшного (пишется на период 2001-2002 года), некоторые авторы стали предпочитать украинские студии, видимо из-за дешевизны. Многие альбомы не вышли вообще или вышли потом на других студиях, не на тех, на которых ранее планировалось, кое-что пошло гулять старым испытанным способом – самиздатом, но в цифровом качестве, что радует.

Еще хочу сказать, что умные люди вообще от бедности и практичности ума заводили себе студии:

Руслан Богословский, этот умудрился при СССР самодельные виниловые пластинки в Питере печатать, оставив позади «музыку на костях»;

Сергей Иванович Маклаков, начинал писать Северного, «Жемчужных», Розенбаума. Даже обзавелся полупрофессиональной «Сонькой», за что мог и свободой поплатиться, но Бог миловал;

Стас Ерусланов, работает и поныне (ну, этот в общем-то не от бедности, это у него бизнес такой был даже во времена Советской власти) в Одессе;

Александр Новиков, тот все больше себя, за что и сел, да и Штурм позже писал;

Кучин Иван, тоже за это садился, но себя и жену бывшую писал;

Анатолий Полотно, опять же для удобства в своей студии («Лоцмэн»), записал еще пару хороших альбомов Феде Карманову и Сергею Каме – своим музыкантам;

Александр Кальянов, себя писал, подругу Аллу Борисовну Пугачеву, он же первым году в 1990 записал Вику Цыганову, это потом уже ей муж (Цыгановой) студию прикупил, где в 2001 году она с Кругом запела;

Михаил Звездинский на основе театра имени самого себя и студию завел, но пишется, сирота, в США;

— уже упомянутый Юрий Алмазов, и себя пишет и продюсирует группы, для которых и материал создает, там же на подпевках развлекается;

Владимир Черняков, кстати, очень интересный исполнитель, создал проект «Русская изба» (на базе все того же «Союза»), друзей пишет, приятелей, заодно и себя не забывает, что вполне логично.

            И, простите ради Бога, я не ерничаю, просто констатирую факты.

            Кстати, за разговором приятным, забыли про Фрумина. Ну, еще два квартала и по кофеечку, а там – пойдем дальше…

            Итак, Александр Фрумин. Я бы сказал, что фигура одиозная и неоднозначная. Как и его знаменитая коллекция. Как-то рассказывали ленинградские коллекционеры, что когда образовалось «Ночное такси», Фрумин бросил клич с просьбой о помощи сбора фонотеки, все и понесли совершенно безвозмездно (не те это люди, собиратели блатной музыки, чтобы рвачеством заниматься), а потом начались странности, как в том анекдоте, «ни тебе «спасибо», ни мне «здравствуйте». А Фрумин начал выпускать себе альбомы, как Бог на душу положит.

            Тут несколько поясню, да, в какой-то мере «русский шансон» являлся источником подпольного бизнеса в 1970-80 годах (огромная звукозаписывающая индустрия, пусть не широко организованная, но достаточно прибыльная), еще даже в те советские времена хорошего качества записи Высоцкого, Северного по воспоминаниям современников стоили недешево. А с другой стороны это ведь тоже бизнес, сейчас просто изменились ходы и выходы, все-таки началась индустриализация жанра. Он вышел из подполья, а значит – это можно, что и делают, легальным бизнесом. Но было же еще и огромное количество фанатиков блатной песни, вот они-то и прикормили Фрумина. В его арсенале лучшие и талантливейшие, я считаю так и вряд ли сильно ошибаюсь, музыканты жанра – ансамбль «Братьев Жемчужных» у них за время сотрудничества с Фруминым вышло (это шесть-семь лет) три альбома и один концерт из старых вещей. Маловато будет, один альбом в два года, это притом, что десятка три-четыре концертов сыграно для чужих альбомов.  Да и тиражи у этих изданий какие-то микроскопические. Перерыв между альбомами «Достойно» и «На халяву» около трех лет, нет материала? Я вас умоляю!!! Да, еще в 1996 году вышел альбом Аркадия Северного «Возвращение», где «Братья Жемчужные» сыграли весь инструментал заново, красиво, но это дело и вопрос меры и вкуса, у Николая Резанова они присутствуют.

Так что, простите мне каламбур, но «темная лошадка», этот Фрумин, хотя и заслуг его не отнять в сфере популяризации и амнистирования жанра.

***

Ради справедливости могу отметить, что путаться с датами выхода альбомов Северного он (Фрумин) может и не сознательно, мне рассказывали, что поделиться информацией и не прочь, когда его о том попросили. Его может и запутывать вольно или невольно человек, который и сам не всегда владеет информацией, или не помнит. С другой стороны, могли Ерусланов и Фукс что-то в той книге Михаила Шелега напутать. Может быть, Сергей Иванович Маклаков и рассказал бы что-либо интересное, да никто его, кажется, толком и не расспросил. Тут, дорогой читатель, я не виляю хвостом, а пытаюсь хоть что-то понять и сопоставить. Никто, из ныне живущих друзей Аркадия Северного, не удосужился сесть и написать хотя бы краткие заметки, составить полный каталог его концертов с указанием точной даты, места записи и состава музыкантов. Этим занимаются в основном любители и энтузиасты своего дела, а в одиночку и разрозненно это сделать все-таки трудновато.

Здесь поправлюсь, вышли в 2002 году воспоминания Софьи Михайловны Калятиной, Вадима Коцишевского; Рудольф Фукс и Николай Резанов заговорили. Точнее, их разговорили, вдруг сообразили, что время-то уходит, никто моложе не становится, память лучше тоже. Но, увы, это пока малодоступно большому кругу читателей, не все знают, ведь, блатной жанр, хоть и выпущен из подполья, никто его защищать и радеть из официальных лиц за него не будет. Да, филиал «Альфа-банка» в Питере могилу Аркадия Северного подновил, на Большом проспекте памятник ставить собираются, это через почти четверть века после кончины, хоть и так бы.  

Сильно и искренне сомневаюсь, что тому же Аркадию Северному, Константину Беляеву, Николаю Резанову дадут какое-нибудь официальное звание «заслуженного артиста» или тому подобное. «Мне не дадут звезду Героя…»… (из репертуара А. Северного) Впрочем, кажется только Розенбаум у нас и Народный. Хотя, нет, вроде как еще Никита Джигурда, ему, скорее всего, не за пение звание дали, а за роли в кино.

Кстати, эдакое резюме, некоторые иногда возмущаются, что, якобы, умудрился А.В. Фрумин получить авторские права почти на все альбомы А. Северного. Это не совсем так, он просто издатель, а значок копирайта стоит за именем Северного, вы диски-то гляньте. Хотя, тут тоже не все ясно, много вопросов, но это к юристам…

Михаил Дюков, 2004 год

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest