Виталий Кочетков: «Творчество повышает и укрепляет либидо к жизни…»

— Виталий, пролетел почти год с выхода твоего альбома и вот ты уже выпускаешь новый… О чем он?...

Росписной, Блат, Кобяков. Судьбы и песни поющих заключенных

Истинный поэт или музыкант – это всегда голос времени, в котором он рождён, голос народа, среди которого он...

Алексей Ром: «Петь в ресторане – это как вторая консерватория…»

Алексей Ром – автор и исполнитель из города Минска (Республика Беларусь). В 1999 году на базе столичного центра...

Костя Беляев: Мы с вами где-то встречались

Костя Беляев. Сам по себе достаточно незаурядная личность. Исполнитель, ставший для многих современных «шансонных» звёзд если не эталоном,...

Александр Дюмин: Как тот монах, на зонах я вижу заблудших…

Выходя на большую эстраду, каждый артист оказывается в ситуации, которую французы характеризуют как «ноблисс оближ» — «положение обязывает»....

Татьяна Кабанова: «Я получаю удовольствие от тех песен, что я пою…»

— Татьяна, кстати, а как Вас правильно представить? Заслуженная актриса? — Заслуженная артистка. Татьяна Кабанова — Заслуженная артистка...

10 лучших альбомов Михаила Круга

Михаил Круг фигура для жанра шансона по-русски знаковая, сегодня – уже по-настоящему культовая и, в чем-то, основополагающая… За...

Михаил Бурляш: «C Шаламовым нас роднит главная тема и срок»

Музыкант выпускает в поддержку своего нового альбома книгу рассказов. — Михаил, скажи несколько слов о себе для тех,...

Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания

За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие...

25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»

Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из...

Новые имена, золотые грифы и память А.Днепрова

16 апреля в Государственном Кремлевском Дворце прошла церемония вручения музыкальной премии «Шансон года-2021». Золотые грифы вручали уже в...

43 года без Аркадия Северного…

…Вот и все. Отшумел, отбузил навсегда, Отлюбил, сколько смог и отплакал, страдая. Небосклон зачеркнула шальная звезда, В путь...

Андрей Никольский. Будто жизнь сорвалась с вековой сосны…

(Несколько слов об Андрее Никольском, русском барде и поэте) Осенью 1985 года я впервые услышал записи Андрея Никольского...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Николай Юрьевич: «Почему бы не быть ментовскому шансону?…»

— Откуда такой псевдоним – Николай Юрьевич? Или это не псевдоним? — Начать нужно с того, что зовут...

Рублёва Ляля: Русской певице за границей трудно, но интересно…

РУБЛЁВА ЛЯЛЯ (ЛЮДКОВСКАЯ ЕЛЕНА) – исполнительница в стиле эстрадного шансона, родилась в Москве, петь начала в возрасте пяти...

Аркадий Соловейчик: Проходит все, остается только музыка…

Соловейчик Аркадий Яковлевич (р. 02.09.1949 г.) – автор-исполнитель, работает в стиле лирического шансона. Родился и проживает в городе...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Александр Федорков: «Хорошая музыка не должна оставлять равнодушным…»

ФЕДОРКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (р. 10.09.1963 г.) – музыкант, аранжировщик, исполнитель в жанре русского шансона родился в Москве. Параллельно...

Майя Розова о шансоне и не только

  — Сделаем лирическое отступление – Ваши сыновья слушают песни в Вашем исполнении? Ни у кого из них не было соблазна пойти по творческой или эстрадной стезе?

— Мои сыновья редко, но слушают песни в моём исполнении: «Мам, ну почему все твои песни такие грустные…» В мажоре, как оказалось, у меня песен почти нет и даже шуточные – тоже написаны в миноре! У моих сыновей в фаворе совершенно другая музыка. Как я уже писала, мой младший никогда не рассматривал музыку, как профессию, но силён в литературе, а старшенький – в музыке, киносценариях, но русскую музыку не знает, а вот российские криминальные фильмы иногда смотрит, но говорит, что только для информации… Живя в Лос-Анджелесе — городе, где, мягко говоря, жуткие криминальные сюжеты пишутся сами по себе 24 часа в сутки, ему, видите ли, нужно черпать криминальное вдохновение из российских фильмов!

— За эти годы кто-то предлагал какие-то совместные проекты, может быть, предлагал записаться, переиздать Ваши диски? Вы сами бы решились сейчас на это – взять и переиздать свои песни, что записаны за эти годы?

— Нет, Миша, мне никто не предлагал совместные проекты. Как я уже рассказывала, что много лет жила в полной изоляции от русских тусовок и ко времени, когда «вышла из укрытия», дабы отмыться ото лжи, певцы — иммигранты, которых хорошо знала, вернулись в Россию. Диски мои переиздавать нет смысла, так как они известны во всех странах, где есть русские общины, а так же и в России. Вот в самое время нашей с Вами беседы, я, в домашней обстановке, закончила запись около 20-ти новых  песен под гитару. Песни эти написаны мной в разное время, но сегодня пришёл срок их спеть. Всё было не так просто. Некоторые записала с первого раза, а с некоторыми пришлось повозиться, так как одной гитары было недостаточно для чёткости ритма. И начался процесс накладывания второй гитары на существующий аккомпанемент. Игре на гитаре никогда не училась, о чём очень сожалею, но профессиональное музыкальное образование пианистки мне крайне помогло. Для меня сегодня очень важна чёткость текстов в моих песнях и на записях я этого добилась.

– Почему-то очень часто говорят, что работать в данном жанре, я имею в виду шансон, не подразумевает под собой наличие музыкального образования, что Вы думаете об этом?

— Я даже не знаю, что Вам, Миша, ответить на это. Не хотят, пусть музыкально не образовываются, но те, кто так считают, просто обкрадывают себя и своих почитателей. Кстати, автор множества песен, поэт, композитор, музыкант и певец Владимир Волжский (Петров), находясь в заключении, заочно окончил Московский Народный Университет Искусств! Когда-то реди музыкантов ходила легенда – шутка о Екатерине Алексеевне Фурцевой, тогдашнем министре культуры СССР, известной тем, что не придавала большого значения музыкальному образованию некоторых талантливейших артистов и композиторов и на одном из съездов заявила, что в два счёта найдёт им всем замену в народе, среди, не в обиду будет сказано, скотоводов, трактористов и ткачих, на что ей ответили вопросом, а к кому она обратится, если понадобится сделать аборт…        

— Как Вы сами определяете жанр, в котором работаете? Что для Вас значит словосочетание «русский шансон»? Что нравится, что не принимаете в этой музыке?

— Сегодня я не знаю, в каком жанре пишу. Все, без исключения, сюжеты моих песен взяты из жизни! Только в одной моей песне «Рассказы таксиста», проходит тема криминала, но историю убийства в этой песне поведал мне мой брат, Сёмочка. Он, когда-то очень давно, по приезде в США, стал работать таксистом и однажды, вернувшись домой, рассказал нам о крутом мужике, о его молодой спутнице и чемоданчике с деньгами, а я лишь художественно оформила сюжет. Пишу я о том, что знаю: o любви и разлуке, o потерях и смерти, о матерях, о войне, просто шуточные песни. В музыке я принимаю всё и с уважением отношусь ко вкусам других, пусть они и не совсем совпадают с моими. Русский Шансон – это песни о реальной жизни огромного большинства граждан страны, но в то же время, очень индивидуальные, где каждый из этого большинства может найти что-то родственное себе, близкое, сочувствовать герою песни и болеть за него. Ещё хочу сказать, что свобода творчества в стране является залогом успешного развития национального искусства этой страны в целом! Искусства, лишённого влияния со стороны, не существует. Как ни пытались не впускать джаз в СССР – у них ничего не вышло и оказалось, что джаз имеет волшебное свойство создаваться на темы национальных песен многих народов Советского Союза. В оркестре О. Лундстрема музыканты писали джазовые произведения на темы русских, татарских, грузинских, армянских народных песен… Но не еврейских! Уж простите, что вернулась к «еврейской теме». У кого что болит, тот о том и говорит! Представляю, как на одном из концертов О. Лундстрема, конферансье Борис Алов (Боренька Алоиц) объявляет со сцены: «А сейчас наш оркестр исполнит для вас произведение Аркадия Шабашова на темы еврейских народных песен!» Я упомянула имя именно Алика (Аркадия Хаимовича) Шабашова, так как он написал несколько прекрасных джазовых произведений для оркестра на ТАТАРСКИЕ темы! Почему на татарские? Алик родился в Казани…

— Вы живете уже много лет в США, есть у Вас такая вещь, как ностальгия? Если есть, в чем она выражается?

— Вот она, правда! Ностальгия иногда одолевает, но тоскую я по молодости, что прошла в России и частичной причиной этой тоски является оторванность от русского языка и народа, говорящего на русском. Вот потому, повторяю, многие из певцов – иммигрантов, вернулись в Россию. Они осознали, что в США, сегодня, просто никому уже были бы не нужны. Русские иммигранты 70-х – стареют и умирают, а их дети, в большинстве своём, американизировались, и русские песни их не волнуют. Во многих русских кабаках сегодня работают уже не иммигранты, а просто музыканты, приехавшие заработать и вернуться в Россию. Я им завидую! Они не должны выбирать между родиной и свободой, как пришлось это сделать нам.

Вот что я написала много лет назад о моей тоске по России « Прощай, Россия»

 Ах, Россия, Россия, нагрянут глухие морозы.
 А потом разольётся с дождём перламутровый лёд.
 Зашевелятся гибко под ветром весенним берёзы,
 И сама тебе жизнь свою песню во всю запоёт!

 Ты когда-то мне часто являлась в виденьях крылатых,
 А теперь поселилась в моих нестареющих снах:
 Будто я, от метро, направляюсь к ночному Арбату,
 И снежок голубой всё кружит в золотых фонарях.

 Я лишь в книжках встречаю картины, родные когда-то:
 Суетливые галки уселись в проёме окна.
 Ах ты русская быль: Шереметьево, обыск, солдаты,
 И я горечь из чаши отчизны хлебаю до дна!

 Покидали тебя, разрывали железные сети!
 Ты, как мачеха пасынков, нас провожать не пошла.
 У кого мне спросить, кто признается, кто мне ответит?
 Невзлюбила за что, за какие грехи нас кляла?

 Зла в душе на тебя не таю, боль годами укрыта…
 Меня долго чужбина учила, как выжить на дне!
 Я оставила юность с тобой, и меня не вини ты,
 Что мои сыновья родились на чужой стороне!

 Ах, Россия, Россия, гляжу на тебя издалёка.
 И, как в песне, весной, журавлей наблюдаю полёт.
 Обо мне, прилетев, прокурлычут тебе ненароком…
 И над домом, когда-то родным, заалеет восход.

Может и шибко сентиментально, но зато — от души!

— Можете прямо вот так, с ходу рассказать любимый анекдот?

— Заходит в бар слепой дядька с собакой – поводырём, тут же хватает собаку за хвост и начинает раскручивать над головой. К нему подбегает вышибала и восклицает:

— Ты что, гад, делаешь?!

— Оглядываюсь!

— Ваши музыкальные и литературные пристрастия, вкусы и авторитеты… Что читаете, что слушаете в свободное время?

— Не перечислить, Миша! Я непрестанно возвращаюсь к классикам русской литературы, так как приходится отвечать на вопросы моего младшего (как я уже рассказывала, что в колледже он изучает русский, как иностранный) и вопросов этих у него куча, но какой-то фундамент был заложен в детстве моими родителями, и он хорошо успевает, а для себя я заново открыла наших великих русских писателей и всякий раз нахожу среди них новые, как Вы сказали, авторитеты. О поэтах не говорю – без поэзии не проживу и дня! Перечитала многих американских новеллистов, но уже в оригиналe, на английском. Слушаю разнообразную музыку – классику, джаз, поп, кантри, музыку народов мира и странную электронную музыку, которой меня потчует мой старший сын. Хочу сказать, что кое-что из его любимых мне стало нравится, особенно со звуками, каких живыми инструментами просто не извлечёшь и они, положенные на различныe ритмы, действительно, могут быть грустными, тревожными, жалостливыми и чувственными.    

— Что для Вас лично эмигрантская, ностальгическая, скажем так, песня? И какой Вы видите ее сейчас?

— Ностальгия питается тоской по утерянной Родине, куда возврата уже нет. Повторюсь: когда мы уезжали – это было навсегда! Кто тогда помышлял о перестройке? А сегодня я могу махнуть в любую точку России. Поэтому песни о тоске по России с их ностальгией сегодня не совсем актуальны.

— С кем из коллег-музыкантов, может быть, в России или США дружите и общаетесь сейчас?

— Ни с кем.

— Майя, что для вас счастье и свобода?

— Тема свободы – очень хрупкая и деликатная вещь, особенно если собеседников разделяет океан. Для меня, как певицы и автора песен, одним из важнейших условий Свободы, является свобода творчества! Только народ может решать, что ему читать, писать, слушать, петь и подо что танцевать и власть не имеет права навязывать или запрещать в стране ту или иную музыку, поэта, писателя, артиста и национальность творящих в искусстве. Дальше — когда ты, высказав во всеуслышание нелестное мнение о главе государства или политике правящей партии, не боишься за свою жизнь и жизнь своей семьи. Когда ты, присоединившись к обществу единомышленников, можешь многое изменить в своей стране.

            Кондратий Федорович Рылеев нацарапал эти стихи на оловянной тарелке…

Надпись на крепостной тарелке

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться сих цепей,

Коли ношу их за Отчизну.

            Какая горькая ирония! В 1826, его, тридцатилетнего, казнили в Петропавловской крепости за участие в декабрьском восстании 1825 года. Стих меня поразил. Как же это возможно убить в человекe стремление к счастью и свободе – его самое первое и неотъемлемое право! Конечно, идеального «царства свободы» на земле просто быть не может и всё потому, что нас, людей, Бог создал такими духовно несовершенными, противоречивыми, грешными бунтарями! От безграничной свободы до анaрхии — один шаг, нo не зря Мойсей передал нам от Бога Десять Заповедей. Живя в России, ни о Мойсее, ни о заповедях ничего не знала, хотя моего дедушку, папиного отца, очень набожного еврея, звали Мойсей. И только в США меня просветила, опять-таки, моя подруга Ниночка, христианка, подарив мне Библию – Ветхий и Новый завет!

            Не влезая в дебри споров о настоящей свободе, нам следует, по мере возможности, придерживаться этих заповедей,  и тогда жизнь наша будет настолько совершеннее. Но о свободе в нескольких словах не расскажешь! Спасибо Вам, Мишенька, за предоставленную возможность порассуждать. А вам, друзья, прочитавшим эти строки, опять-таки, спасибо за «свободные уши» и, как всегда, желаю всем Здоровья, Cчастья, Любви, Свободы и MИРА!

Михаил Дюков 2008 год

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest