Булат Окуджава: «Песенка, короткая, как жизнь сама…»

Писать о великих мэтрах всегда очень сложно. Во-первых, твое писание должно быть по крайней мере достойно твоего героя....

Песни про кошек

Кошки, с их загадочной и нежной природой, оказывают на людей особое влияние. Их грация, ум и независимый характер...

25 лет альбому Сергея Наговицына «Этап»

25 лет прошло… вообще странно… А до Калининграда альбом Сергея Наговицына «доехал» только в 1998, как раз где-то...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

«Гарри Голд – абсолютный лидер русского шансона…»

Статистика – вещь неумолимая, непредсказуемая и жестокая… периодически я делаю запросы в поисковых системах по тому или иному...

Юрий Шевчук: «Мой брат Комар…»

Интервью Владимира Шаронова с Юрием Шевчуком и Александром Кокиным в 2001 году. г.Воронеж Комар (Александр Спиридонов) Владимир Шаронов...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Отдайте мне пальто и шляпу… или Аннушка уже пролила масло… Размышления о русском шансоне

Русский Шансон. Он же — Тяни — толкай. Потому, что «шансон» в переводе с французского — песня. Само...

Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания

За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие...

Рая Удовикова: Омар Шариф плакал, когда я пела

Цыганка Рая Удовикова. Это наши золотые шестидесятые… Ее пластинки сегодня – подлинный раритет. Ее талант – уникальный и...

Геннадий Норд: Мысли мчат сквозь пургу…

Мне уже доводилось писать о Геннадии Норде, одном из исполнителей, работающем в жанре «шансона». Пусть не коробит любителей...

Слово о Северном и времени

            Фестиваль Фрумина – большое дело, да, он коммерческий, а что, должен быть убыточен и в угоду «коллекционерам...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Рустам Неврединов: «Для меня шансон – это песни о нашей жизни…»

Неврединов Рустам Абдуллович — российский композитор, автор-исполнитель, член Союза композиторов республики Татарстан (Московское отделение), член Союза писателей РФ...

Алексей Краев: Я просто сочиняю и пою песни…

Имя питерского шансонье Алексея Леонидовича Краева известно уже многим и по его работе в ресторанах города, и по...

Анатолий Мезенцев: «Тихорецк мне в Магадане снился…»

Ещё до появления в моей жизни первого магнитофона, которые, кстати сказать, в то время были большим дефицитом, я...

Андрей Никольский. Будто жизнь сорвалась с вековой сосны…

(Несколько слов об Андрее Никольском, русском барде и поэте) Осенью 1985 года я впервые услышал записи Андрея Никольского...

Студия «Ночное такси» отмечает 35 лет

В ноябре 2020 году Студия «Ночное такси» отметил свое 35-летие, юбилей не большой, но приятный… не так много...

История создания CD-mp3-серии «Классика русского шансона»

Сайт «Классика русского шансона» был создан 25 апреля 2000 года. За свою жизнь он сменил несколько доменов: retro.boom.ru,...

Теодор Бикель о записи альбома Песни русских цыган

Мне часто задают вопрос, когда я исполняю народные песни различных национальностей на концертах или неофициальных встречах: «Какие песни...

25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»

Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из знаковых альбомов шансонье… в тот момент он вышел на компакт-кассете (был такой формат) и CD.

            Диск был принят публикой очень хорошо, да оформление было не обычное… обращало на себя внимание… Опять же, альбом продолжил череду студийных концертов, записанных шансонье с легендарными «Братьями Жемчужными». Розенбаум и «Жемчужные» — это вообще отдельная история, как и жизни самого артиста, так и жанра шансона по-русски… Они за почти сорок лет истории, то расходились, то опять сходились… Нет уже и Николая Серафимовича Резанова, нет Александра Викторовича Фрумина, который соединял все эти глыбы в своей Студии и выпустил (и переиздал) лучшие альбомы Розенбаума…

            «Жемчужные» (первый состав) сыграли с Розенбаумом свой дебютный проект «Памяти Северного» в далеком 1982 году… сейчас 2021 года, а Виктор Смирнов продолжает работать с Александром Яковлевичем, делает аранжировки, выступает вместе с ним на концертах.

            Сам альбом «На плантациях любви» — очень разный… но, прежде всего, он лирический – о любви к женщине, друзьям, стране, Петербургу… в этот раз автор решил немного отойти от жанровой темы, с другой стороны – не обязательно всегда петь про тюрьму и зону, и оставаться при этом в жанре шансона по-русски. Это красивая городская песня, городские романсы, песни со смыслом и душой, история которых растянулась уже на четверть века…

            CD был отпечатан в Швеции, чтобы хоть как-то защититься от тогдашнего засилья пиратов и дать заработать издателю на проекте… но как только альбом появился в России – он сразу разошелся массово нелегальными копиями в необъятных масштабах.

            Позднее глава Студии «Ночное такси» Александр Фрумин вспоминал о записи легендарного альбома следующее:

–  Оригинальная фонограмма была записана в нашей Студии весной-летом 1996 года.

Для этого альбома Александр Розенбаум захотел акустического аккомпанемента. Мы решили поддержать идею автора, и выступили со встречным предложением: пишем анплагт, без барабанов и полифонии, но с современной бочкой, акустическими гитарами, аккордеоном и легкими скрипичными фонами. В записи принимали участие Виктор Николаевич Смирнов (аранжировка, аккордеон) и Николай Серафимович Резанов (все гитары). Александр Розенбаум, в соответствии с этой концепцией, не только исполнил лидер-вокальную партию, но и в каждом треке сыграл аккомпанемент на своей прекрасной гитаре. Автору настолько понравилось сложная работа, проделанная Витей  Смирновым, что он включил обращение к Виктору в первую песню альбома: «… под Витька баян…», и сказал: «… Витек, плохому человеку строчку в своей песне в жизни бы не посвятил…».

            В этом альбоме записана финальная песня знаменитого «Афганского цикла» — «Афганская вьюга». Автор, первоначально, не хотел включать ее в этот альбом, но мы настояли. Запись была сделана с одного дубля. Получилось настолько сильно, что мы решили оставить этот вариант и не делать даже минимальной аранжировки.

            Еще одна песня в этой программе является продолжением известной ранее композиции: «Не хочу стареть». Все помнят слова автора, сказанные в альбоме 1983г. «Новые песни», перед  «На улице Марата»: «Незаконченная песня про улицу Марата, которую я обещаю закончить в ближайшие десять лет». Произведение «Не хочу стареть», иначе именуемое на концертах «Улица Марата-2»  –  в  исполнение обещания автора.

            Сложной и интересной была работа над ставшей впоследствии очень популярной песней «Ау». При записи мы использовали новейший гармонайзер STUDIO VOCALIST, который позволил множить голос автора в припевах. В период записи альбома Розенбаум выезжал в США, где и купил для себя этот прибор. Но возникла проблема — в нашу электросеть (220 вольт) его включить было невозможно (в США — 120 вольт). Аккомпаниатор Розенбаума, Александр Алексеев, умел пользоваться прибором, и где-то нашел самодельный трансформатор, через который решил его подключить в нашей Студии для записи. Стоило это сделать, как трансформатор и наша колодка питания сгорели. Единственным способом  использования понравившихся автору возможностей прибора было приобретение нового трансформатора, либо нового прибора. Мы решили проблему кардинально — купили точно такой же аппарат, но адаптированный к европейской электросети.

Звукорежиссерами альбома выступили я, Александр Фрумин, и Вячеслав Распопов.

Интересная история произошла при создании дизайна полиграфического оформления.

Наш дизайнер Ольга Алисова специально приехала из Москвы для обсуждения с автором концепции оформления CD. При встрече с ней А. Розенбаум высказал необычное пожелание: «… Моей фотографии на альбоме быть вообще не должно, а должен быть показан исхлестанный плетьми раб…». Ольга отнеслась к пожеланию тщательно. В итоге, на обложке первого издания мы видим изображение обнаженной мужской фигуры, со спины, исхлестанной в кровь, на фоне копны сена. А. Розенбауму работа дизайнера исключительно понравилась: «… То, что надо — настоящий раб любви на плантациях!…».

            Впервые альбом был издан нами в 1996 году. После производства цифрового ремастеринга мы издали его в «Золотой серии» в 1999, но с другой обложкой.

                                               (из книги «Ночное такси. ХХХ лет по дорогам шансона»)

            Песню «Где-нибудь, как-нибудь» в 1997 исполнила на «Рождественских встречах» Алла Борисовна Пугачева, которая много лет дружит с автором. Песня прижилась в репертуаре певицы и на всех больших концертах ее артистка обязательно исполняет, хотя и поменяла манеру подачи и акценты…

А песню «Ау» в 2016 Александр Яковлевич спел дуэтом с Евой Нани….

В 2011, в год 60-летия Розенбаума, он выпустил песенную антологию из пяти дисков (в том числе и виниловых) «Музыка стихов», куда также вошли песни из альбома «На плантациях любви».

Прошло 25 лет с выпуска альбома «На плантациях любви», а песни не потеряли своей ни своей актуальности, ни утратили свежести звука и оригинальности аранжировок. По нему и сегодня можно очень многим музыкантам оттачивать свое мастерство и в словах, и в мелодиях, и в саунде.

Михаил Дюков для blatata.com по материалам прессы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest