25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»
Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из знаковых альбомов шансонье… в тот момент он вышел на компакт-кассете (был такой формат) и CD.
Диск был принят публикой очень хорошо, да оформление было не обычное… обращало на себя внимание… Опять же, альбом продолжил череду студийных концертов, записанных шансонье с легендарными «Братьями Жемчужными». Розенбаум и «Жемчужные» — это вообще отдельная история, как и жизни самого артиста, так и жанра шансона по-русски… Они за почти сорок лет истории, то расходились, то опять сходились… Нет уже и Николая Серафимовича Резанова, нет Александра Викторовича Фрумина, который соединял все эти глыбы в своей Студии и выпустил (и переиздал) лучшие альбомы Розенбаума…
«Жемчужные» (первый состав) сыграли с Розенбаумом свой дебютный проект «Памяти Северного» в далеком 1982 году… сейчас 2021 года, а Виктор Смирнов продолжает работать с Александром Яковлевичем, делает аранжировки, выступает вместе с ним на концертах.
Сам альбом «На плантациях любви» — очень разный… но, прежде всего, он лирический – о любви к женщине, друзьям, стране, Петербургу… в этот раз автор решил немного отойти от жанровой темы, с другой стороны – не обязательно всегда петь про тюрьму и зону, и оставаться при этом в жанре шансона по-русски. Это красивая городская песня, городские романсы, песни со смыслом и душой, история которых растянулась уже на четверть века…
CD был отпечатан в Швеции, чтобы хоть как-то защититься от тогдашнего засилья пиратов и дать заработать издателю на проекте… но как только альбом появился в России – он сразу разошелся массово нелегальными копиями в необъятных масштабах.
Позднее глава Студии «Ночное такси» Александр Фрумин вспоминал о записи легендарного альбома следующее:
– Оригинальная фонограмма была записана в нашей Студии весной-летом 1996 года.
Для этого альбома Александр Розенбаум захотел акустического аккомпанемента. Мы решили поддержать идею автора, и выступили со встречным предложением: пишем анплагт, без барабанов и полифонии, но с современной бочкой, акустическими гитарами, аккордеоном и легкими скрипичными фонами. В записи принимали участие Виктор Николаевич Смирнов (аранжировка, аккордеон) и Николай Серафимович Резанов (все гитары). Александр Розенбаум, в соответствии с этой концепцией, не только исполнил лидер-вокальную партию, но и в каждом треке сыграл аккомпанемент на своей прекрасной гитаре. Автору настолько понравилось сложная работа, проделанная Витей Смирновым, что он включил обращение к Виктору в первую песню альбома: «… под Витька баян…», и сказал: «… Витек, плохому человеку строчку в своей песне в жизни бы не посвятил…».
В этом альбоме записана финальная песня знаменитого «Афганского цикла» — «Афганская вьюга». Автор, первоначально, не хотел включать ее в этот альбом, но мы настояли. Запись была сделана с одного дубля. Получилось настолько сильно, что мы решили оставить этот вариант и не делать даже минимальной аранжировки.
Еще одна песня в этой программе является продолжением известной ранее композиции: «Не хочу стареть». Все помнят слова автора, сказанные в альбоме 1983г. «Новые песни», перед «На улице Марата»: «Незаконченная песня про улицу Марата, которую я обещаю закончить в ближайшие десять лет». Произведение «Не хочу стареть», иначе именуемое на концертах «Улица Марата-2» – в исполнение обещания автора.
Сложной и интересной была работа над ставшей впоследствии очень популярной песней «Ау». При записи мы использовали новейший гармонайзер STUDIO VOCALIST, который позволил множить голос автора в припевах. В период записи альбома Розенбаум выезжал в США, где и купил для себя этот прибор. Но возникла проблема — в нашу электросеть (220 вольт) его включить было невозможно (в США — 120 вольт). Аккомпаниатор Розенбаума, Александр Алексеев, умел пользоваться прибором, и где-то нашел самодельный трансформатор, через который решил его подключить в нашей Студии для записи. Стоило это сделать, как трансформатор и наша колодка питания сгорели. Единственным способом использования понравившихся автору возможностей прибора было приобретение нового трансформатора, либо нового прибора. Мы решили проблему кардинально — купили точно такой же аппарат, но адаптированный к европейской электросети.
Звукорежиссерами альбома выступили я, Александр Фрумин, и Вячеслав Распопов.
Интересная история произошла при создании дизайна полиграфического оформления.
Наш дизайнер Ольга Алисова специально приехала из Москвы для обсуждения с автором концепции оформления CD. При встрече с ней А. Розенбаум высказал необычное пожелание: «… Моей фотографии на альбоме быть вообще не должно, а должен быть показан исхлестанный плетьми раб…». Ольга отнеслась к пожеланию тщательно. В итоге, на обложке первого издания мы видим изображение обнаженной мужской фигуры, со спины, исхлестанной в кровь, на фоне копны сена. А. Розенбауму работа дизайнера исключительно понравилась: «… То, что надо — настоящий раб любви на плантациях!…».
Впервые альбом был издан нами в 1996 году. После производства цифрового ремастеринга мы издали его в «Золотой серии» в 1999, но с другой обложкой.
(из книги «Ночное такси. ХХХ лет по дорогам шансона»)
Песню «Где-нибудь, как-нибудь» в 1997 исполнила на «Рождественских встречах» Алла Борисовна Пугачева, которая много лет дружит с автором. Песня прижилась в репертуаре певицы и на всех больших концертах ее артистка обязательно исполняет, хотя и поменяла манеру подачи и акценты…
А песню «Ау» в 2016 Александр Яковлевич спел дуэтом с Евой Нани….
В 2011, в год 60-летия Розенбаума, он выпустил песенную антологию из пяти дисков (в том числе и виниловых) «Музыка стихов», куда также вошли песни из альбома «На плантациях любви».
Прошло 25 лет с выпуска альбома «На плантациях любви», а песни не потеряли своей ни своей актуальности, ни утратили свежести звука и оригинальности аранжировок. По нему и сегодня можно очень многим музыкантам оттачивать свое мастерство и в словах, и в мелодиях, и в саунде.
Михаил Дюков для blatata.com по материалам прессы