Вадим Кармазин: «Надо слушать качественную музыку…»

В 2011 году Вадим Кармазин и ВИА «Контрабас» записали и выпустили альбом «Полетим!» я писал о нем. Пластинка...

К Татьяне Кабановой письма с зоны приходили мешками

Месяц тому назад в Петербурге открылся театр-клуб «Русский шансон». Почти в самом центре — во флигеле бывшего царского...

Виктор Иванов: «Любая клетка, даже если она золотая – все равно это клетка»

«Судьба гнула-гнула – не согнула», так написали как-то про него в одном официальном материале, чтобы деликатно обойти тему...

Эльвира Фрумина: «Двери Студии «Ночное такси» открыты для всех…»

— Эльвира, здравствуйте! Я знаю, что у Студии «Ночное такси» есть такая традиция —  подводить итоги года… чем...

Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания

За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие...

Кто такой смотрящий

С давних времен за различными тюремными субъектами необходим был человек, который бы следил за порядками. Иногда таких людей...

ILO-сердце: восклицательный знак на Международном цыганском фестивале

В программе Международного цыганского фестиваля, проводимого в Стокгольме, были представлены цыганские коллективы и солисты из Прибалтики, Румынии, Финляндии,...

Борис Рубашкин: Я бы повесил парт-секретаря хутора, где жил мой отец

7 декабря в Центре делового сотрудничества состоялся концерт всемирно известного исполнителя русских песен, русского австрийского певца Бориса Рубашкина....

Юрий Шевчук: «Мой брат Комар…»

Интервью Владимира Шаронова с Юрием Шевчуком и Александром Кокиным в 2001 году. г.Воронеж Комар (Александр Спиридонов) Владимир Шаронов...

Новые имена, золотые грифы и память А.Днепрова

16 апреля в Государственном Кремлевском Дворце прошла церемония вручения музыкальной премии «Шансон года-2021». Золотые грифы вручали уже в...

Майя Розова – «Арбат», «Балалайка», «Садко», далее – жизнь…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что ему удалось найти адрес Майи Розовой, легендарной русской певицы, ныне...

Анатолий Полотно: Мне не очень нравится слово «шансон»

Художник, путешественник, певец и автор опусов в жанрах блатной песни и городского романса Анатолий ПОЛОТНО — человек рисковый,...

Песни про кошек

Кошки, с их загадочной и нежной природой, оказывают на людей особое влияние. Их грация, ум и независимый характер...

Игорь Эренбург: «Я очень, очень, очень сексуально озабочен»

Я очень, очень, очень Сексуально озабочен. Не до песен мне теперь, не до стихов. Нет мочи, мочи, мочи....

Михаил Бурляш: «C Шаламовым нас роднит главная тема и срок»

Музыкант выпускает в поддержку своего нового альбома книгу рассказов. — Михаил, скажи несколько слов о себе для тех,...

Вилли Токарев: “Я верю в Бога, а не в приметы”

Вилли Токарев — человек слова, всегда выполняет то, что обещал. Обещал исполнить еще раз по просьбе зала свой...

Михаил Бурляш: «Шансон – это романс о жизни…»

— Михаил, недавно Вы выпустили альбом «Шансон XX век». Расскажите немного о нём. — Каждый человек путешествует по...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Олег Фриш – человек шоу-бизнеса

Судьба талантливого человека всегда нелегка. Путь к славе тернист и добиться признания в шоу-бизнесе бывает непросто даже обладателям...

Жека: «Шансон – это гремучая смесь жанров»

— Женя, расскажи, как ты себе представляешь сегодня жанр русский шансон? Твой взгляд изнутри. — Русский шансон в...

Дмитрий Хмелев: «В творчестве и в жизни до всего дохожу сам…»

— Сегодня у меня в гостях автор-исполнитель Дмитрий Хмелев. Два слова о себе буквально.
— Родился-женился? Родился я в 1975, я закончил Уральскую Академию Физкультуры в городе Челябинске, по образованию я тренер восточных единоборств, занимался кикбоксингом, тренировал, потом внезапно в голову ударила музыка, и я внезапно начал писать стихи и сочинять.

— Вот отсюда по подробнее.
— Всегда спрашивают, как получилось, что я спортсмен, а меня так из одной стихии в другую перебросило. Но, если честно, без шуток, для меня гитара и спорт всегда шли рядом. Сначала была мечта в далеком детстве собрать группу, хотелось играть, сочинять – музыкой я болел долго, но потом лет в 14 меня переборол спорт, я начал заниматься боксом, кикбоксингом. И до 25 лет им и занимался. В 25 лет начались мыслишки по поводу поэзии и музыки – как мне показалось, начались получаться песни. И эти песни я показал Александру Яковлевичу Розенбауму – он приехал к нам в Челябинск – после чего он позвонил через три дня, и так, вкратце, и началась моя творческая карьера.

— Я знаю, он очень высоко отозвался о тебе – это дорогого стоит, ведь он человек в песне не последнего масштаба. И как вообще: давит такая оценка?
— Ответственность чувствую.

— Расскажи, пожалуйста, о своем первом альбоме? Альбом очень красивый, лирический.
— Мой первый альбом – «Город детства», моя первая работа.

— Любопытно, что, несмотря на то, что ты спортсмен, у тебя нет ни одной песни о спорте. Ведь обычно спортсмены начинают сочинять именно о нем.
— Да, я задумывался об этом, но что-то как-то никак идей на этот счет не возникало.

— Я слышал одну из твоих новых ядовитых и язвительных песен о современном шоу-бизнесе, подозреваю, она будет в следующем альбоме.
— Да, именно, она записана и будет представлена в новом альбоме, для которого уже записано шесть песен. Всего планируется двенадцать. Альбом будет называться «Рождение» — интересная работа; я осуществляю свою давнюю мечту записать «живую» пластинку без компьютерного вмешательства. Живые музыканты: живые барабаны, живые дудки, живая музыка, — чтобы люди почувствовали «настоящее дыхание» музыки.

— Но это дорогое удовольствие.
— Да, дорогое удовольствие, но стараемся своими силами. Помогают люди, которым нравится то, что я делаю.

— Ты выступал недавно с Александром Яковлевичем Розенбаумом. Как часто это происходит? Он сам тебя приглашает и зовет выступать?
— Александром Яковлевичем мы объездили Россию: были с ним на Урале, в Сибири, в Подмосковье, в Москве. На протяжении последних пяти лет я много где с ним побывал. Это громадный опыт и громадная ответственность: когда выходишь не на разогреве, а в середине концерта. Первое время ножки подкашивались, но ничего, я боец, спортсмен.

— Ты ведь мастер спорта по кикбоксингу. Считается, что спортсмены – это люди очень собранные, очень дисциплинированные, в которых нет места лирике. И вдруг такие красивые песни. Девушки должны складываться штабелями, правда, ты образцовый семьянин. У тебя ведь недавно родился сын? Какие-то песни, посвященные жене или сыну?
— Альбом «Рождение» — это отчасти посвящение сыну. Рождение ребенка, рождение песен, рождение чего-то нового во мне – это все имеет значение. Половину уже сделали, но я боюсь планировать дату выпуска. Делаем не спеша, вперед не заглядываем: боюсь, как бы что-то не сорвалось.

— В альбоме только твои композиции? Не было мыслей записать что-то совместное с Александром Яковлевичем?
— Только мои. Нет, мыслей таких не было. У Александра Яковлевича столько своего материала, к тому же, он занятой человек: у него расписана каждая минута, — так что, мне даже как-то неловко было бы подходить к нему с такими вопросами.

— Какие-то забавные случаи на концертах? Казусы на выступлениях?
— Был у меня один казус, года четыре назад выступали в Москве, в «Олимпийском». У нас был саундчек, все как полагается – я к этому очень ответственно подхожу, ведь выступление проходит вживую. Хотя там нам выступить вживую не дали – пел под минус. Пел я после Ирины Аллегровой. Выхожу – микрофон не работает. Передо мной – 16 тысяч зрителей. Музыка идет, фонограмма идет, вот уже прошел первый куплет – я стою, пытаюсь петь. Ничего не происходит. Пошел второй куплет – раздались крики в адрес организаторов: «Дайте парню микрофон». В общем, я выхожу во второй раз на сцену, беру у ведущего радиомикрофон, а он смотрит на меня такими большими глазами: «Ты что, будешь еще петь». А я говорю: «Конечно, пока не спою – я никуда не уйду». А я пел песню «Снег идет», и у меня на заднем плане девочка делала акробатические движения: изображала снежинку, и там что-то вроде снега падало хлопьями. И вот это «что-то вроде снега» упало мне на голову размером с футбольный мяч и, разъединившись на две части, съехало на нос. А там песня такая романтическая, для нее нужно задумчивое лицо, а я стою, как медведь в снегу. Я просил: «Вырежьте меня, не надо ставить это на телевидение», но они как-то смонтировали, получилось ничего, для тех, кто не знает, вполне себе сносно, но ушел я в отвратительном настроении.

— Дима, раз уж ты катаешься с Александром Яковлевичем последние пять лет, ты уж точно должен был видеть, как он работает и как относится к работе. Что это дает? Есть ли что-то, что ты примеряешь потом на себя? Берешь ли ты что-то от него?
— Ну, во-первых, это его отношение к работе. Он приезжает за три-четыре часа до начала концерта в зал на саундчек и репетирует какие-то вещи, которые могли быть написаны этой ночью, а потом сыграть их в этом же концерте в конце. Он репетирует вещи, которые вызывают сомнение или что-то, в чем он не совсем уверен. Во-вторых, это то, как он выходит к публике, как он одет, как он выглядит. Всегда с иголочки. Он всегда готовится и всегда волнуется: несмотря на то, что уже тридцать лет выступает, он волнуется перед выходом. Мне сначала так смешно было: он стучит по полу за кулисами. Это говорит о его уважении к публике, о его ответственности перед ней. Хочется перенять это и так же это делать.
Когда он приезжает в Москву, я всегда посещаю все концерту и все репетиции. Это может происходить десять дней подряд, но каждый раз я вижу что-то новое, что-то новое всегда откладывается. Я благодарен ему за такую возможность находиться рядом с ним.

— С ним работают легендарные «Братья Жемчужные», правда, в поредевшем составе, и пара слов о твоем знакомстве с этими наиболее известными и маститыми представителями жанра шансона?
— Когда Александр Яковлевич впервые пригласил меня в Санкт-Петербург – он еще записывался тогда в «Ночном такси», я впервые увидел ныне покойного Колю Резанова и опешил: «Это те самые «Братья Жемчужные?». Мой отец был меломаном, и во многом благодаря ему во мне состоялось музыкальное начало. У нас в большом количестве был Северный, Высоцкий, Розенбаум – это не обсуждалось, «Beatles», «Rolling Stone». И тут я вижу вживую Николая Резанова. Они ведь не только с Северным играли, но и с Антоновым – такой опыт у ребят. И я думал, что к нему просто так не подойдешь, а оказалось – такой душевный человек, и у нас такой душевный разговор вышел. Очень симпатичные люди – настоящие питерцы.

— Как ты сам определяешь жанр, в котором работаешь? Это ведь не просто авторская песня под гитару: есть ведь песни с аранжировками. Да и сам материал: от лирических композиций до «Серега, это жизнь». Очень большой диапазон песен. К тому же, ты пишешь для Андрея Куприянова…
— Я не пишу для Андрея Куприянова. Он однажды приехал ко мне, и мне показался очень симпатичным тембр его голоса. Мы выбрали с ним несколько песен для его исполнения, которые уже у меня были, а писать для кого-то… Я даже не хочу заморачиваться. Пишешь то, что есть сегодня, то, что чувствуешь. Пишется сегодня «городской романс» — я его пишу. Есть у меня рэгги, есть речитативные песни – не надо загонять себя в какие-то рамки, искать клише, искать шаблоны, чтобы в них вписаться. Если это идет через тебя, если Господь тебе это дает – не нужно препятствовать. У меня есть и казачьи песни – не подражание Александру Яковлевичу Розенбауму, а мои собственные. У меня бабушка и дедушка – уральские казаки. Кровь играет – я пишу. Социальная тема, лирическая тема…

— А для тебя жанр «городского романса», «дворового романса», «шансона» — что это? Или ты его для себя никак не определяешь?
— Я его никак не определяю. Для меня существует два жанра: когда есть что сказать и когда сказать нечего. А в какой это будет форме подано – абсолютно неважно. Будет это бардовская песня или рок, или вот взять Пелагею. Это ведь народные песни – взять гармошку и сыграть их, но как по-современному красиво это обработано, как это сделано.

— Есть какие-то народные песни, которые ты любишь?

— Есть, у нас вообще семья музыкальная, особенно со стороны матери. Раньше когда бабушки и деды собирались – и как запоют, как затянут, просто до слез. А какие?.. Ну «Ой мороз, мороз» даже не обсуждается, песни из репертуара Жанны Бичевской, «Бродяга, судьбу проклиная». Так вот спросишь, какие — и вроде никаких, а на самом деле, столько песен поется, приятно слушать. Хочется оставить это в семье, чтобы мой сын тоже это услышал, как умеем отдыхать.

— Об отдыхе чуть позже, а вернемся к работе. Ведь твоя история – это до сих пор история Золушки. Записал человек альбом, прошел через конкурс «День открытых дверей» на Радио «Шансон» – и стал известным.
— Радио Шансон меня всегда часто приглашали и часто ставили. Например, меня часто приглашал Артур Вафин в мою любимую программу «Живая струна»…

— Дима, а скажи, пожалуйста, ведь ты прошел абсолютно без денег, ведь есть артисты, которые платят за свое время в эфире, а ты взял чисто талантом. Расскажи для людей, чтобы они не отчаивались, сколько времени проходит от записи альбома до первой ротации? Ты вообще помнишь свою первую ротацию? Когда тебе позвонили и сказали: «Хмелев, только что слышали тебя по радио?»
— Первую ротацию не помню, а люди да, звонили. Было здорово. Я вот не кривлю душой: я не заморачиваюсь по поводу похвалы или нареканий, для меня важно делать что-то. Ведь главное – от кого ты это слышишь. Одно дело, когда это говорит профессионал, который в этом разбирается, когда он хвалит тебя, тогда это приятно. А когда дядя Вася, который ничего не понимает, тебя расхваливается – к этому я спокойно отношусь. Как сказал мудрец: «Относитесь прохладно к победам и поражениям».

— Есть люди, для которых эфир, ротация, пять альбомов в год – это самоцель, за которой они гонятся. А ты это все не спеша делаешь? Спокойно работаешь?
— У меня огромное желание написать одну вещь, которая бы получилась. На меня сейчас поколение 20-25-летних смотрит с ухмылкой, а для меня показатель Юрий Михайлович Антонов: вот это качество исполнения, это качество песен. Мелодии великолепные, проверенные временем – тридцать лет, а они до сих пор в ходу. Мы когда с братом дома что-то ставим – Юрий Антонов для нас номер один. Его песни и наиграть, и напеть, и насвистеть можно – они просты, доступны и проверены временем.

— Тогда об отдыхе. Как отдыхают люди творческие? Ведь это только кажется, что прилетел, отыграл концерт – и ничего дальше не делаешь. Как расслабляешься до концерта, как после? Как снимаешь напряжение?
— Я не напрягаюсь особенно. Когда начинается напряжение – это ведь психология – надо просто справиться с собой. Выход на сцены и выход на ринг – это одно и то же. Нужно перебороть себя. Я раньше никакого удовольствия не получал: выйду на сцену, как из пулемета отчитаю песню, а потом ловлю себя на мысли, что удовольствия никакого не получил. Как только ты зажат, как только даешь ответственности прижать тебя – нужно суметь взять себя в руки.

— Возвращаясь к творчеству. Твой первый альбом, пускай и был выпущен несколько лет назад, уже стал раритетом: он уже везде продан, найти его нереально. Нет желания переиздать?
— У меня голова сейчас только о втором альбоме. Работа будет интересная.

— Но долго как-то делаете.
— Потому что все делаю сам. Просить у кого-то – это не для меня. Все постепенно делаю сам.

— В места заключений на концерты ездишь? И какова мотивация таких концертов? Для себя?
— Езжу, сейчас поеду в город Пензу давать концерт. Мотивация? Во-первых, благодарный слушатель. Я был в Челябинске, спрашиваю у парня, кто к вам приезжал. Он говорит: «Александр Яковлевич Розенбаум семь лет назад приезжал, а больше никто не ездил». А это ведь люди, такие же люди, как и мы. От тюрьмы не зарекайся. Поэтому – почему нет? Это тоже опыт. Я с удовольствием спою и в госпитале, и в местах не столь отдаленных.
В горячие точке не ездил – как-то не получилось. В ресторанах и клубах не пою, не принципиально, просто у меня музыка не развлекательная – нужно посидеть, послушать и подумать. А у нас есть мнение, что думать сейчас никому не интересно, ведь нужна развлекаловка. А я с таким не согласен. И Александр Яковлевич тогда бы не собирал залы, и Олег Митяев не собирал бы.

— Есть ли какой-то у тебя постулат, по которому иногда живешь?
— Такого нет, точно нет. Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что принципы и лозунги рушатся, потому что жизнь очень многогранная, очень разная, очень непредсказуемая. Нужно жить по ситуации.

Беседовал Михаил Дюков, август 2008 г., специально для сайта «Классика русского шансона»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest